Игра на децибелах

В  67  из  72  контрольных  точек  Минска  уровень  шума  превышает  допустимую  норму

В  67  из  72  контрольных  точек  столицы  уровень  шума  превышает  допустимую  норму

В мегаполисе нет ни минуты покоя и ни секунды тишины. Поэтому большинство жителей крупных городов страдают от шумового дискомфорта. В том числе и минчане. Врачи признают: от повышенного городского гула с годами может ослабнуть слух. Стоит ли опасаться шума в столице Беларуси, есть ли у нас превышения норм? Чтобы разобраться в этих вопросах, мы целый день проверяли уровень шума на улицах, в общественном транспорте, во дворах домов и в промышленных цехах. В этом нам помогли врач-гигиенист Минского городского центра гигиены Любовь Карпович и врач-лаборант лаборатории электромагнитных полей Александр Пригаженок. 

Самая  шумная   Московская 

На улицы города мы вышли с шумомером «Октава» (стоит, кстати, такой прибор около 8 миллионов рублей, но в обычных магазинах не продается). 

— Сверхточный микрофон работает в диапазонах от 16 до 130 децибел, — пояснил нам Александр. — К слову, шум дыхания человека — 20—22 децибела. А 130 децибел — это уже болевой порог. 

Возле перекрестка проспекта Машерова и проспекта Независимости прибор показывает в среднем 70 децибел (дБА). Это превышение. Норма для улиц — 60 децибел днем и 50 ночью. А 75 децибел  вообще максимально допустимое значение. 

У главпочтамта намерили 74 децибела. А на улице Московской — самое высокое значение в городе — 76 (превышение по эквивалентному уровню на 16 дБА). Здесь царит шумовая какофония. Гудят легковушки, грузовики, автобусы, троллейбусы… Движение — одно из самых интенсивных в городе: за час в обе стороны проезжает примерно 5200 автомобилей. А от бордюра дороги до стен жилых домов — всего несколько метров. Свою лепту вносят электрички и товарные поезда.

— Во время последних замеров в рамках проводимого по Минску мониторинга в 67 точках из 72 мы зафиксировали превышения допустимых значений по акустическому загрязнению, — говорит Любовь Карпович. — Наиболее неблагоприятные в этой связи улицы Богдановича, Долгобродская (77 дБА), Партизанский проспект (75 дБА), Первомайская, В. Хоружей, Я. Коласа, проспект Дзержинского (74 дБА), улицы Аранская, Кропоткина, проспект Пушкина (73 дБА). 

Закройте  уши:  вы    в  метро… 

Измерить уличный шум не так-то просто: порой на это уходит 30—40 минут. Все оттого, что звуковая «карта» конкретной точки города складывается из разных составляющих: шума автомобилей, трамваев, троллейбусов, автобусов... Все значения суммируются и усредняются. 

Самый шумный вид городского транспорта — метро. Во время прибытия состава на станцию ожидающие на платформе люди испытывают звуковой прессинг, эквивалентный 82—85 дБА. При отправлении поезда — и того больше: 84—94 дБА.

В вагоне, который въезжает в подземный тоннель, наш слух получает нагрузку в 90 дБА. Это превышение, от которого у многих наблюдается временный эффект «заложенных» ушей. Для сравнения: в салоне трамвая уровень шума колеблется от 72—74 дБА (чешские «Татры» и новые машины «Белкоммунмаша» заметно тише, старые латвийские РВЗ громче). В троллейбусе — 62—68 дБА.

В автобусе — 65—70. В легковом автомобиле со средним уровнем шумоизоляции — 60—65.  

— Кроме того, в местах прохождения трамвайных путей, а также линий метрополитена дополнительно накладывается вибрационная нагрузка, — показывает Александр Пригаженок. – Наихудшая акустико-вибрационная ситуация сейчас регистрируется в жилых домах старой застройки, расположенных вдоль трамвайных путей по улице Я.Коласа, Козлова, Ульяновской, Долгобродской, а также пр. Машерова.    

При взлетах и посадках самолетов в жилых домах близ аэропорта Минск-1 фиксируем превышение допустимых значений по эквивалентному уровню на 24 дБА. Пассажирские и грузовые поезда, как выяснилось, также вносят шумовой дискомфорт – превышение нормы на территории жилой застройки возле железнодорожного вокзала, а также станции «Минск-Восточный» — до 16 дБА. 

Шум  до  клиники  доведет 

Один из семи механосборочных цехов МТЗ. Здесь изготавливают детали и собирают коробки передач для будущих тракторов «Беларус»: сами понимаете, не читальный зал Национальной библиотеки… Через несколько минут «Октава» фиксирует шум в 83—84 дБА. Видимо, отстоять 8 часов в таком грохоте и лязге просто невозможно?      

— Я работаю здесь уже 13 лет и за это время свыкся с шумом, – говорит токарь Сергей Моляго. – На слух не жалуюсь. Как и все, в начале смены затыкаю ватные беруши (сокращенно от «береги уши». — Авт.) или надеваю тугие наушники-антифоны – и никаких проблем. Вообще, у нас с этим строго: попался без шумозащиты – будешь депремирован. 

— Если обратиться к исследованиям ученых, установлена тесная связь между воздействием шума и беспокойством, нарушением сна, а также снижением производительности труда. Единственное доказанное наукой нарушение в организме человека вследствие шума – тугоухость. Она возникает после длительного воздействия на организм звука в 85 дБА, а также однократного либо повторяющихся импульсов в 135 дБА и выше, — объясняет Любовь Карпович. – У людей с повышенной чувствительностью, кроме того, могут наблюдаться вторичные вегетативные реакции: повышенное давление, увеличение частоты дыхания, расширение зрачков… Наиболее опасно воздействие шума на ослабленных болезнью людей. Это подрывает и без того не слишком сильный иммунитет.         

Автомобильная бессонница 

Под конец рейда мы решили проверить на приборе «Октава» сигнализацию автомобиля. Для чистоты эксперимента загнали машину во двор на улице Мирошниченко, который со всех сторон окружен домами. Обычный дворовой шум не превышал 45 децибелов, но стоило пнуть колесо ногой, как децибелы будто с цепи сорвались: на экране —  88 дБА. Если на окнах нет дополнительной шумоизоляции, то глубокой ночью такая «мелодия» разбудит вас, словно будильник. 

Еще несколько лет назад жители микрорайона Зеленый Луг жаловались на гул от кольцевой автодороги. Потом в районе торгового центра «Экспобел» установили шумозащитные стены. Мы убедились: сейчас во дворах со стороны МКАД шум не превышает 58 децибел – норма. А за пределами ограждения – до 65. 

— Проблемных участков, подобных жилой застройке в Зеленом Луге, возле кольцевой – около десятка, — говорит Любовь Карпович. —  Сейчас мы составляем письма ответственным организациям по поводу установки шумозащитных экранов.     

Санслужба  спешит  на  помощь 

Если вас постоянно беспокоит шум на улице или в подвале, сперва надо обратиться в ЖЭС по месту жительства. Не смогли решить проблему там – звоните в районный центр гигиены и эпидемиологии. Специалисты выедут на место и бесплатно сделают все замеры. Обнаружат превышение норм – выпишут предписание на устранение шума. Этот документ носит статус обязательного к исполнению. Вот примеры ситуаций и конкретные адреса помощи: 

— Улица Якуба Коласа: грохот трамваев всегда беспокоил жителей здешних домов. Один из самых шумных участков – от остановки «Калинина» до остановки «Белинского». Проверка подтвердила – шум выше нормы. Сейчас на Якуба Коласа меняются рельсы (в том числе и по рекомендации гигиенистов). После реконструкции трамваи станут ходить тише. 

— Большой телеэкран на проспекте Победителей у Дворца спорта тоже создавал дискомфорт в ближайших офисах и квартирах. Проверить его днем было невозможно из-за шума машин, поэтому гигиенисты замеряли фоновые уровни в три часа ночи. И обнаружили превышения. Звук приглушен. 

— Улица Толстого, 4. В пристройке к дому находится медицинская фирма. Жильцы жаловались на громкую музыку из окна зала аэробики и на шум от вентиляционного оборудования. Специалисты установили: шум на 10 дБА выше нормы. Вскоре все было устранено. 

— Улица Бородинская, 12. Шум камвольного комбината заставил людей звонить в санстанцию. После визита гигиенистов на предприятии сделали соответствующие выводы. 

— Зимой 2006 года телефон столичного центра гигиены и эпидемиологии разрывался от звонков — 170 обращений из разных районов города. Выяснилось: из-за сильных морозов громче обычного стали работать системы центрального отопления в теплоузлах домов. Жильцы первых и вторых этажей ночью не могли уснуть… Обращение специалистов в ЖРЭО быстро сняло эту проблему.

----------------------------------       

Это факт! 

Доказано, что проживание детей в условиях шумовой нагрузки более 15 лет приводит к увеличению заболеваний нервной системы в 2,26 раза, системы кровообращения – в 1,79, органов пищеварения – в 2 раза. У взрослых проживание в аналогичных условиях приводит к увеличению первичной заболеваемости только нервной системы и органов чувств в 1,46 раза, а также общей заболеваемости – в 1,17 раза.  

Любопытно

Здесь приведены примеры различных уровней звука. Шелест листьев, дыхание – 10—20 дБА, часы в комнате – 25 дБА, приглушенная речь – 30—40 дБА, бытовой холодильник, кондиционер, разговорная речь, куллер системного блока ПК – 50—60 дБА, работающая стиральная машина, миксер – 70 дБА, грузовик, фонтан – 78 дБА, крик младенца – 80 дБА, громкая музыка – 80—90 дБА, мотоцикл, дискотека, отбойный молоток, бурные аплодисменты, бензопила – 100—110 дБА, реактивный самолет на расстоянии 100 метров, стрельба, взрывы – более 120 дБА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter