В Гомеле бизнес-леди брали кредиты, строили квартиры и получали пособия на фиктивных работников

Игра на деньги

Марина Г. и Светлана Н. в торговом бизнесе далеко не новички. Первая владела преуспевающей собственной компанией. Вторая руководила фирмой и параллельно была главным бухгалтером в обществе с дополнительной ответственностью. По работе пересекались не раз. В Гомельском городском отделе Следственного комитета посвящают в нюансы деловых отношений:
Коллаж Олега Попова

— Как было установлено, Светлана Н., директор гомельского частного торгового унитарного предприятия, она же главный бухгалтер общества с дополнительной ответственностью, одолжила у Марины Г. на развитие бизнеса 50 тысяч долларов, но вернуть деньги не смогла. Приблизительно в этой точке и началась история, которая вскоре обрела криминальные черты. Приятельница-кредитор предложила должнице новый вариант сотрудничества, дабы развязать возникшее финансовое недоразумение. Ничего сложного и напряженного. Суть услуги такова: Светлана Н. как руководитель частного предприятия выдает справки о доходах левым физическим лицам, которых к ней будет направлять Марина. Если же позвонят из банков или других организаций, следует подтвердить: да, работают, да, значатся на хорошем счету, да, имеют приличную зарплату. Кстати, зарплата и вправду была завидной. Судя по справкам о доходах, выданным этой фирмой, здешний водитель, фасовщик или менеджер получали в пределах 600—1000 долларов в переводе с белорусских рублей. 

В новом проекте дамы достигли полного согласия. Люди пошли. Откуда брались кандидаты на фиктивных работников, опять же, прояснилось во время разбирательства. Марина в основном находила их в больших цыганских семьях и среди товарищей без определенного места жительства. Обладатели липовых справок о солидных доходах с мнимого места работы далее отправлялись в банки для оформления кредитов. В большинстве случаев им не давали от ворот поворот. Веским аргументом “за” служила достойная зарплата. Кто же тогда знал, что все эти кругленькие суммы — чистая фикция. В городском отделе СК делают уточнение:

— Таким способом женщина получила 48 потребительских кредитов на общую сумму 600 миллионов тогда еще неденоминированных рублей. 

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Первый — кредитный — маневр дал стопроцентный результат. И Марина, судя по материалам дела, двинулась дальше. Столкнувшись с “большими цыганскими семьями”, она, видимо, без труда сообразила, что этим обстоятельством тоже можно воспользоваться. Ибо такие категории граждан имеют полное право на льготные кредиты под строительство жилья. Тут и вовсе прорисовывались невиданные масштабы делания денег. Кое-что, кстати, из этого получилось, продолжают в Следственном комитете:

— Как правило, это были многодетные мамы, которых предприниматель регистрировала в имеющихся у нее квартирах. После этого женщины получали право улучшить в Гомеле свои жилищные условия. Они отправлялись в районные администрации с заявлениями на строительство жилья. Обвиняемая предусмотрела и то, что детских пособий, которые являлись единственным доходом многодетных женщин, не хватало для получения кредита. Поэтому матери обеспечивались справками о несуществующих дополнительных доходах. Плюс фигурантка находила поручителей — фиктивных работников, якобы трудившихся в уже известной фирме и якобы имеющих высокую зарплату. 

По такой схеме на льготных основаниях было построено и приобретено 8 жилых объектов. Предприниматель планировала досрочно погасить кредиты, а недвижимость продать по рыночной стоимости. Осуществить задуманное ей удалось только с одной квартирой. Дальнейшие планы пресекли правоохранительные органы.

Тем временем “напарница” по выдаче фиктивных справок тоже активно включилась в доходный марафон афер. Правда, уже по своей программе. Светлана Н. подметила, что многие клиентки, приходившие от Марины, были в положении. Что сделала директор фирмы? Она направила данные о таких несуществующих работницах в фонд социальной защиты населения для начисления пособий, которые потом просто присвоила. Подробности рассказывают в городском отделе СК: 

— Чтобы увеличить сумму незаконного дохода, сведения по 16 беременным работницам она подала сразу от двух фирм — и от той, которой руководила, и от той, где была главным бухгалтером. Сумма пособий, которые якобы выплачивались беременным женщинам, составила 286 миллионов неденоминированных рублей. 

В материалах дела со Светланой Н. связывают и другие, более сложные манипуляции. Например, перевод на счета общества с дополнительной ответственностью 1 900 000 000 неденоминированных рублей по фиктивным сделкам. А после вывод из фирмы более 2 100 000 000 рублей. По версии следствия, разница в ее пользу составила 255 миллионов рублей. Впрочем, все эти схемы не добавили предприятию стабильности и уверенности. Светлана подала документы на его ликвидацию, создав другое общество с ограниченной ответственностью. Долги перед поставщиками по закрытой фирме достигли почти 500 миллионов рублей до деноминации.

На этапе расследования пути-дороги двух бизнесвумен разошлись. Марина Г. уехала в Россию, где ее вскоре задержали и осудили за тамошние манипуляции с законом. Ныне она отбывает наказание в российской стороне. Поэтому материалы гомельского дела в отношении этой коммерсантки выделены в отдельное производство. Сейчас решается вопрос экстрадиции. 

Что касается Светланы Н., то ее задержали в Гомеле. Имущество на сумму 500 тысяч деноминированных рублей арестовали. На днях в суде Железнодорожного района областного центра началось слушание дела по обвинению предпринимательницы в хищении путем злоупотребления служебными полномочиями, причинении ущерба, выдаче фиктивных справок, использовании заведомо ложных документов, мошенничестве и пособничестве в нем. В прокуратуре Гомеля, представитель которой поддерживает государственное обвинение в процессе, ознакомили с ходом первых заседаний:

— Дело объемное. По нему проходят десятки свидетелей. Разбирательство продлится не один месяц. На данном этапе идет работа с банками, где фиктивные работники получали кредиты по поддельным справкам. На предварительном следствии фигурантка дела своей вины практически не признала. В суде ее пока не допрашивали.

Еще в “Мертвых душах” Николай Васильевич Гоголь подробно и обстоятельно описал принципы нетленной аферы, завязанной на подставных лицах. Как известно, нет более безотказных и безответных существ, нежели почившие или фиктивные. Вот уж почти два века позади, а схема все так же востребованна. В Гомеле недавно расследовали крупное уголовное дело по двум коммерсантам, которые оформляли кредиты, строили жилье и получали пособия на лжеработников.

dralukk73@mail.ru 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter