Игра на баллах

То, что происходит сейчас вокруг приемной кампании в вузы, руководители университетов сравнивают с игрой на бирже. Раньше абитуриенты выбирали профессию, а потом сдавали экзамены. Сейчас набирают баллы, а потом анализируют ситуацию и начинают «играть»: обдумывают все «за» и «против», прикидывают шансы на поступление, переносят свои документы с одной специальности на другую...

То, что происходит сейчас вокруг приемной кампании в вузы, руководители университетов сравнивают с игрой на бирже. Раньше абитуриенты выбирали профессию, а потом сдавали экзамены. Сейчас набирают баллы, а потом анализируют ситуацию и начинают «играть»: обдумывают все «за» и «против», прикидывают шансы на поступление, переносят свои документы с одной специальности на другую...


Три часа — на раздумья


В каждом вузе свои рекордсмены. В Брестском государственном университете имени Пушкина, например, в прошлом году абитуриент шесть раз в течение дня переносил документы с одной специальности на другую. В БНТУ — три раза, причем специальности принадлежали  абсолютно разным сферам деятельности.


В этом году в 15.00, за три часа (а не за час, как прежде) до окончания приема, перестали обновлять информацию о поданных заявлениях. Тогда в игру включились родители, которые несли вахту у дверей в приемную комиссию и опрашивали входящих абитуриентов, кто куда поступает, ставя в блокнотике птички. Впрочем, три часа информационной тишины все же сняли напряжение и поумерили прыть абитуриентов. А чтобы никто не компрометировал знакомых вузовских профессоров и доцентов, пытаясь выяснить, где остались бюджетные места, в БНТУ, например, за час до окончания приема документов все, кто имел доступ к центральному компьютеру с информацией о проходных баллах, покинули здание, оставив свои телефоны в кабинетах.


— До 18.00 центральный компьютер у нас остался даже без программиста, — рассказывает проректор БНТУ Георгий Вершина.


В БГУ и вовсе ажиотажа как такового не было. Потому что проходной балл в основном сложился уже в первые 3 — 4 дня: 48 процентов поступивших имели суммарный балл выше 300.


— Проблема возникла в последний день с абитуриентами, которые начали привозить документы и подавать их на экономический факультет или на специальности Государственного института управления и социальных технологий и Института бизнеса и менеджмента технологий, — рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии БГУ Вячеслав Малофеев. — Выбирая между ними, и метались. Мы прогнозировали подобное развитие ситуации. У нас во время репетиционного тестирования проводилось анкетирование: из 11 тысяч абитуриентов каждый третий остановился на экономической специальности.


К 19 часам приемные комиссии практически всех вузов уже закончили работу. В прошлом году прием затягивался до полуночи.


— По сути, такое информирование сводит на нет всю нашу работу по профориентации, — считает проректор по учебной работе БГУИР Борис Никульшин. — Абитуриент со средним баллом, когда видит конкурентов с более высокими результатами тестирования, начинает паниковать и перебрасывать документы. Например, на факультет компьютерных систем и сетей подавали документы в основном с суммой баллов выше 300. Но проходными считаются те баллы, с которыми зачислен последний в списке абитуриент. А это — 245. В результате ребята, набравшие, скажем, 270 и поспешившие перейти на факультет радиотехники и электроники, где традиционно самый низкий конкурс, сейчас переживают от мысли, что могли бы учиться там, где мечтали...


Впрочем, отказаться от мониторинга вузы и сами не готовы. Во всяком случае, сегодня. Играть в кошки–мышки с абитуриентами им невыгодно. Так же, как и проводить внутренние экзамены. После подведения итогов от ректоров можно услышать: «Мы довольны вступительной кампанией, закрыли все бюджетные места».


Более сильные, набравшие по каждому из предметов выше 80 баллов, выбирали традиционно международное право — 369 баллов; мировую экономику — 360; финансы и кредит — 358; таможенное дело — 311; промышленное и гражданское строительство, программное обеспечение информационных технологий, биоэкологию, туризм и гостеприимство, бизнес–администрирование, государственное управление и экономику. А вот в категорию «хоть куда–нибудь», увы, попали не самые легкие физико–математические профессии и специальности, связанные с изучением родного языка, на которые недобор был даже на «бюджет» — и в БГУ (8 мест), и в БГПУ им. Танка (30 мест), и в Брестском госуниверситете им. Пушкина (4 места).


Физика — для «двоечников», социальная работа — для отличников?


Преподаватели сетуют: абитуриентов с каждым годом становится меньше, а студентов, которые серьезно относятся к учебе, еще меньше.


— Мы, конечно, предполагали, что проходные баллы будут ниже, судя по тестированию по физике и математике, которое год от года абитуриенты сдают все хуже, — рассуждает Борис Никульшин. — Но ведь проходные баллы упали на несколько десятков, по некоторым специальностям — на 40 — 60 баллов. У нас на факультет радиотехники и электроники нынче зачислили со 160 баллами, а в прошлом — не ниже 250. Только ли тут дело в ЦТ? Или в общем образовательном уровне выпускников? При сохраняющемся количестве абитуриентов с высокими баллами, к сожалению, растет класс «низкобалльников». А «середнячков» становится все меньше.


В БГУ на специальность «Физика» (направление — научно–педагогическая деятельность) зачисляли и вовсе со 108 баллами, а на специальность «Физическая электроника» — со 146. И если учесть, что средний балл аттестатов, с которыми поступают выпускники школ — 8,9 балла, что же остается на долю ЦТ?


— 90 процентов абитуриентов получают школьный балл 7,5 — 8,5, — пожимает плечами ответственный секретарь приемной комиссии БГТУ Андрей Сокович. — Его, конечно, нужно учитывать при поступлении. Но умножать не на 10, а на 5, чтобы он не стоил дороже тестов. К сожалению, школьный балл не ранжирует абитуриентов. Но играет важную роль. ЦТ имеет более объективный характер, поскольку ставит всех абитуриентов в равные условия.


Еще более плачевная ситуация в БГПУ им. Танка. В прошлом году на математический факультет проходной балл был 181, на физический — от 157 до 170 в зависимости от специальности. Нынче на эти факультеты на бюджетные места не добрали аж 30 человек! Поступить оказалось по силам даже абитуриентам с 13 баллами по каждому отдельному предмету. Принимали практически всех желающих — даже с суммой баллов 86, из которых 47 — за аттестат.


— К тому, что к филологии интерес падает, — мы были готовы: в прошлом году на «бюджет» недобрали три человека на русский, белорусский языки и литературу, — сокрушается ответственный секретарь приемной комиссии БГПУ им. Танка Сергей Василец. — Но недобор на физико–математические специальности стал неприятной неожиданностью! С одной стороны, отсутствие конкурса можно было бы связать со снижением интереса к профессии педагога в целом. Но с другой — на факультет дошкольного образования выполнили план набора с лихвой, даже на платное. Хотя воспитатели зарабатывают меньше учителей и отпуск у них короче.


Анализировать пристрастия абитуриентов вообще очень сложно. Иногда они спонтанны, противоречивы и нелогичны. В Брестском госуниверситете им. Пушкина, например, на специальность «Социальная работа» сложился высокий конкурс и высокий проходной балл. Хотя, по словам ректора Мечислава Чесновского, выпускников этой специальности распределить непросто. А на географию–биологию — географов и биологов многие школы ждут с нетерпением! — впервые недобор на платное отделение.


— Со строительных специальностей документы не забирают, — уверяет первый проректор Брестского государственного технического университета Вячеслав Драган. — Кто не прошел по конкурсу на промышленное и гражданское строительство, идут на платное, даже если со своими баллами могли бы учиться на «бюджете» на машиностроительных специальностях или, например, на мелиорации и водном хозяйстве. Однако эти специальности тоже большим спросом не пользуются.


В принципе, в технических вузах недоборы редко встречаются. Хотя нынче даже в БНТУ осталось 100 платных свободных мест на студенческой скамье.


Учеба и труд все перетрут


В то же время многие специалисты отмечают новую тенденцию: нынче абитуриенты с хорошими баллами подают документы сразу на платное отделение, даже не участвуя в конкурсе на «бюджет». В БГУ на платную форму, не дожидаясь приема на «бюджет», сразу подали 900 заявлений — в два раза больше, чем раньше. Одни, возможно, испугались высоких проходных баллов, которые были в прошлом году, и решили не рисковать, другие нацелились на свободное распределение...


Кстати, недостаток абитуриентов ощущался только по дневной форме обучения. А вот на заочное отделение во всех вузах — аншлаг.


— У нас никогда такого не было, чтобы проходной балл на заочное платное оказался выше, чем на дневное, — удивляется Георгий Вершина. — И конкурс выше. Например, на профессиональное обучение, инженерно–педагогический факультет, 97 заявлений на 50 мест; двигатели внутреннего сгорания — автотракторный — 151 — на 65 мест.


В БГТУ на заочное тоже конкурсы выросли в 1,5 — 1,7 раза. И проходные баллы здесь — 220 — 270. На платное, наоборот, конкурс в 1,5 раза ниже, чем в прошлом году.


— Нынче у абитуриентов широкие возможности, но они не всегда самостоятельны в своем выборе, — считает Андрей Сокович. — Когда я учился, меня никто не водил за руку, родители даже ни разу порог университета не переступили. Сегодня 90 процентов поступающих приходят с мамами–папами–бабушками. Когда просим остаться в аудитории только абитуриентов, людей становится в 10 раз меньше. Родители создают напряжение. И переподавать документы — зачастую тоже их решение.

 

— Некоторых новоиспеченных студентов родители привозят на занятия, провожают, а они, бывает, в одну дверь заходят, в другую выходят, — такого же мнения о навязывании учебы придерживается и Вячеслав Драган. — В итоге отчисляем за неуспеваемость: из 10.500 студентов — 600 в год по результатам двух сессий.


Не так уж много в жизни человека испытаний, определяющих его дальнейшую судьбу. Одно из них — поступление в вуз. Результаты вступительной кампании обнадеживают родителей будущих абитуриентов: их детям поступить вполне по силам даже в ведущие вузы страны. Потому что главное сегодня — правильный набор сертификатов. А веление души как?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
БРУшник с Горецкого района
Да, с каждым годом дети учатся все хуже и хуже! Больше гуляют, курят, пьют! А тесты сдадут на 100 с хвостиком - и в вузы собираются, хотя бы на платное!! Экзамены сдавали осознано, заранее готовясь к поступлению, выбрав для себя определенную профессию! Сейчас же думают: "Сдам хорошо - пойду в программисты, плохо - учитель физики тоже не плохо!!" А чему могут научить люди, у которых по той самой физике 10-20 баллов?? И что делать - непонятно! Тест - объективно лучший метод отбора будущих студентов, , а порог баллов в 15-20 баллов, как раньше, не выставишь - работать некому будет, 50% сдадут ниже! Высшее образование теряет свою значимость! Раньше вузовский диплом был показателем действительно образованного человека, сейчас все не так! И с каждым годом эта тенденция будет расти! Как с этим бороться? Ответа нет...
Иван
Все эти нервные ситуации могут быть сняты за счет выполнения п.18ч.4 и п.19.ч.1,2, потому что ситуация с сертификатом в 1 или 2 балла доходит до абсурда.
Ирина
А не надо, во-первых, увеличивать число мест в вузах. Тогда и отбор будет жестче, и знания выше. А то вузы превращаются постепеннно в механизм по зарабатыванию денежек. Во-вторых, министерство образования зря запретило платное тестирование с получением сертификата. У сегодняшних выпускников очень узок коридор для поступления - два профилирующих предмета. Помните случаи раньше, когда абитуриент в последний момент передумывал и шел сдавать сосем не те предметы, к которым готовился изначально. тестирование сегодня не позволит изменить свой выбор. А вот была бы у абитуриента еще парочка сертификатов по тем предметам,которые он тоже потенциально видит в рамках своей профессии, глядишь, и выбор был бы несколько более осознанным. Да в конце концов, кто мешает взять за "необязательные" сертификаты большую сумму оплаты? В-третьих, как писал Маяковский, "Все работы хороши, выбирай на вкус"! Вспомните лозунг и именно с этой меркой подходите ко всем профессиям, тогда и разделение на "престижные" и "непрестижные" станет гораздо меньше. А то сначала какую-нибудь профессию обольют грязью, а потом удивляются недобору в вузах и колледжах.
Наталья
Статья вызвала у меня некоторое недопонимание. Основная мысль, конечно, понятна. Но хотелось бы прокомментировать несколько пунктов.<br /> <br />
Я являюсь студенткой БГУ (специальность "таможенное дело", факультет международных отношений). За 2 года обучения у меня сложились некоторые выводы.<br /> <br />
1. Система образования в Беларуси требует реконструкции в сторону сближения с европейской. Чего же именно нам не хватает? Профильного, глубокого изучения необходимых в будущем дисциплин; возможности самостоятельного выбора интересующих предметов; учебных программ, актуальных на сегодняшний день и даже опережающих время, а также более демократичного образовательного процесса в общем и вступительной кампании в частности.<br /> <br />
2. Не нужно удивляться тому, что вступительной кампании сопутствуют стрессовые ситуации. При возможности одновременной подачи документов всего в один вуз это естественное явление. Непонятно только, почему законодатель решил ограничить таким образом абитуриента? Из-за возможности неточного прогноза в том или ином вузе? Для кого же тогда все это затевается: для статистики или для людей? При этом в России эта ситуация урегулирована, и документы там можно одновременно подавать в пять (!!!) вузов на три специальности в каждом.<br /> <br />
3. В статье автор сокрушается о том, что в вуз поступают даже те, кто набрал по 13 баллов на ЦТ. С аттестатом в 47 баллов.<br /> <br />
Проблема решается просто. Нужно лишь вернуть ограничения, которые бы не позволили поступать в вуз с результатами по ЦТ ниже 15-20 баллов. И не стоит возражать, что возможность должна быть у всех. Возможность есть. Но высшие учебные заведения на то и есть ВЫСШИЕ. Через год ничто не мешает вновь попробовать свои силы.<br /> <br />
Сегодняшняя ситуация приводит лишь к все большим различиям в уровне знаний студентов даже в отдельно взятой группе. <br /> <br />
Набравший 13 баллов по профильному предмету никогда не будет знать его досконально. Зачем же травмировать психику самого студента и психику преподавателей? Ведь отчисляют чаще таких «низкобалльников», а не только тех, кому учеба «навязана» родителями (см. статью).<br /> <br />
4. Кстати о родителях. В СМИ их чаще всего представляют как грозных «стражников», готовых разорвать «бедных» преподавателей.<br /> <br />
Не нужно сгущать краски, господа. Родители вполне обоснованно переживают за исход кампании, потому как, в случае непопадания их чада на бюджет, им придется оплачивать обучение. И потом: кто же может дать лучший совет, чем родители? Далеко не все поступающие чувствуют себя уверенно и могут растеряться в решающий момент. Так что недооценивать родителей не следует.<br /> <br />
По словам некого Андрея Соковича (см. статью), никто не водил его за руку. Смею предположить, что во времена его поступления и образование было практически полностью бесплатным. Сейчас же большинству студентов приходится выкладывать немалые деньги за обучение. Не спорю, что сумму не сравнить с европейской. Но и условия образовательного процесса у нас, мягко говоря, хромают.
Наталья
Мне с результатом 310 баллов не хватило нескольких баллов для поступления на бюджет. Если бы была возможность подачи документов сразу в несколько вузов, я могла бы сейчас учиться в БНТУ на той же специальности, но на бюджетной основе. Сейчас же родители платят немногим меньше 5 млн. руб. При этом условия образовательного процесса оставляют желать лучшего. В корпусе ФМО отсутствует столовая (студенты обедают все в том же БНТУ), вечная нехватка литературы, проблемы с расписанием, уличная температура зимой в холле и коридорах и т.д.<br /> <br />
5. Брат в этом году поступил в БНТУ.<br /> <br />
Я так понимаю, автор статьи ставит кому-то в заслугу то, что в последний день подачи документов с 15.00 никакой информации абитуриентам не предоставлялось. Для чего был затеян этот информационный вакуум? То, что это сняло напряжение, - полная ерунда. Наоборот, нервозности лишь прибавилось. Эти 3 часа стали настоящим стрессом для многих поступающих. Игра «на баллах»? Игра на нервах! Преподавателям также спокойнее не стало.<br /> <br />
Вместо информационной блокады следовало ввести информирование в режиме он-лайн. Вот тогда можно было бы говорить о прозрачности процесса.<br /> <br />
Из-за отсутствия информации многие абитуриенты с довольно высокими баллами перебрасывали документы на менее престижные и привлекательные специальности. Потом оказалось, что могли бы поступить и на те, куда собирались первоначально. Вопрос: для чего и для кого все это делается? Для «уравниловки» менее востребованных специальностей с более престижными? Или для душевного спокойствия приемной комиссии?<br /> <br />
6. В статье не затрагивается тема поступающих из сельской местности. Буквально пару слов скажу.<br /> <br />
Если СМИ на каждом шагу твердят о том, что сельчане не отстают по уровню знаний от горожан, то зачем им предоставляется льгота в виде значительного приоритета по баллам? Если все же льгота предоставляется, то зачем возводить отдельные случаи в общереспубликанское явление? <br /> <br />
Показушность, как ни прискорбно, продолжает стоять у нас во главе угла…<br /> <br />
Я не решаюсь затрагивать некоторые иные «ляпы» системы образования. В конце концов, в Министерстве образованные люди работают.<br /> <br />
Все вышесказанное лишь мое субъективное мнение.
Наталья
Мне с результатом 310 баллов не хватило нескольких баллов для поступления на бюджет. Если бы была возможность подачи документов сразу в несколько вузов, я могла бы сейчас учиться в БНТУ на той же специальности, но на бюджетной основе. Сейчас же родители платят немногим меньше 5 млн. руб. При этом условия образовательного процесса оставляют желать лучшего. В корпусе ФМО отсутствует столовая (студенты обедают все в том же БНТУ), вечная нехватка литературы, проблемы с расписанием, уличная температура зимой в холле и коридорах и т.д.<br /> <br />
5. Брат в этом году поступил в БНТУ.<br /> <br />
Я так понимаю, автор статьи ставит кому-то в заслугу то, что в последний день подачи документов с 15.00 никакой информации абитуриентам не предоставлялось. Для чего был затеян этот информационный вакуум? То, что это сняло напряжение, - полная ерунда. Наоборот, нервозности лишь прибавилось. Эти 3 часа стали настоящим стрессом для многих поступающих. Игра «на баллах»? Игра на нервах! Преподавателям также спокойнее не стало.<br /> <br />
Вместо информационной блокады следовало ввести информирование в режиме он-лайн. Вот тогда можно было бы говорить о прозрачности процесса.<br /> <br />
Из-за отсутствия информации многие абитуриенты с довольно высокими баллами перебрасывали документы на менее престижные и привлекательные специальности. Потом оказалось, что могли бы поступить и на те, куда собирались первоначально. Вопрос: для чего и для кого все это делается? Для «уравниловки» менее востребованных специальностей с более престижными? Или для душевного спокойствия приемной комиссии?<br /> <br />
6. В статье не затрагивается тема поступающих из сельской местности. Буквально пару слов скажу.<br /> <br />
Если СМИ на каждом шагу твердят о том, что сельчане не отстают по уровню знаний от горожан, то зачем им предоставляется льгота в виде значительного приоритета по баллам? Если все же льгота предоставляется, то зачем возводить отдельные случаи в общереспубликанское явление? <br /> <br />
Показушность, как ни прискорбно, продолжает стоять у нас во главе угла…<br /> <br />
Я не решаюсь затрагивать некоторые иные «ляпы» системы образования. В конце концов, в Министерстве образованные люди работают.<br /> <br />
Все вышесказанное лишь мое субъективное мнение.
Наталья
Мне с результатом 310 баллов не хватило нескольких баллов для поступления на бюджет. Если бы была возможность подачи документов сразу в несколько вузов, я могла бы сейчас учиться в БНТУ на той же специальности, но на бюджетной основе. Сейчас же родители платят немногим меньше 5 млн. руб. При этом условия образовательного процесса оставляют желать лучшего. В корпусе ФМО отсутствует столовая (студенты обедают все в том же БНТУ), вечная нехватка литературы, проблемы с расписанием, уличная температура зимой в холле и коридорах и т.д.<br /> <br />
5. Брат в этом году поступил в БНТУ.<br /> <br />
Я так понимаю, автор статьи ставит кому-то в заслугу то, что в последний день подачи документов с 15.00 никакой информации абитуриентам не предоставлялось. Для чего был затеян этот информационный вакуум? То, что это сняло напряжение, - полная ерунда. Наоборот, нервозности лишь прибавилось. Эти 3 часа стали настоящим стрессом для многих поступающих. Игра «на баллах»? Игра на нервах! Преподавателям также спокойнее не стало.<br /> <br />
Вместо информационной блокады следовало ввести информирование в режиме он-лайн. Вот тогда можно было бы говорить о прозрачности процесса.<br /> <br />
Из-за отсутствия информации многие абитуриенты с довольно высокими баллами перебрасывали документы на менее престижные и привлекательные специальности. Потом оказалось, что могли бы поступить и на те, куда собирались первоначально. Вопрос: для чего и для кого все это делается? Для «уравниловки» менее востребованных специальностей с более престижными? Или для душевного спокойствия приемной комиссии?<br /> <br />
6. В статье не затрагивается тема поступающих из сельской местности. Буквально пару слов скажу.<br /> <br />
Если СМИ на каждом шагу твердят о том, что сельчане не отстают по уровню знаний от горожан, то зачем им предоставляется льгота в виде значительного приоритета по баллам? Если все же льгота предоставляется, то зачем возводить отдельные случаи в общереспубликанское явление? <br /> <br />
Показушность, как ни прискорбно, продолжает стоять у нас во главе угла…<br /> <br />
Я не решаюсь затрагивать некоторые иные «ляпы» системы образования. В конце концов, в Министерстве образованные люди работают.<br /> <br />
Все вышесказанное лишь мое субъективное мнение.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости