В Африн идет помощь из Дамаска? И снова все против всех

Игра на Африне

Все мировые СМИ облетели сообщения о том, что проправительственные силы, верные Дамаску, вошли в сирийский город Африн, чтобы помочь курдам в их борьбе с турецкими войсками. Этому событию предшествовала большая информационная кампания, которая велась несколько дней. Что случится на северо-западе Сирии и что ждет ближневосточную политику в обозримом будущем?

Фото nation-news.ru

Информация о том, что сирийская армия должна идти в Африн, муссировалась несколько дней. Вдруг появились сообщения о том, что у Сирийских демократических сил (СДС) есть договор с Дамаском. Якобы это был исключительно военный договор и никакой политической составляющей в нем не было. Но такое сообщение сразу же опровергли турецкие официальные лица, назвав его «дезинформацией». Президент Реджеп Тайип Эрдоган пообещал депутатам от правящей партии в ближайшее время окружить город и уничтожить террористов, а турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что «турецкие войска никто не сможет остановить». Опровергали наличие договора с Дамаском и некоторые курдские представители. Но лишь некоторые, другие, наоборот, подтверждали, что такое соглашение есть. 

Следует сказать, что тратить силы в Африне исключительно из соображений территориальной целостности, которой практически не существует, Башар Асад не стал бы. Иначе Сирийская арабская армия помогла бы курдам еще месяц назад, когда турецкая операция «Оливковая ветвь» только начиналась, ведь территория, занятая правительственными силами, непосредственно соприкасается с курдской территорией на северо-западе достаточно протяженной линией у Телль-Рифъата. Так что, скорее всего, определенные договоренности между СДС и Дамаском есть, и не только военные, но и политические. По-видимому, в Дамаске курды получили заверения в лояльности. Курды в Африне, по сути, ничем не пожертвовали. В Западном Курдистане и так периодически утверждали, что не хотят распада Сирии, а хотят лишь широкой автономии, которая и без того уже у них есть и честно завоевана в борьбе с «Исламским государством». Режим Асада едва ли способен сейчас контролировать ситуацию в курдских районах, не имея ни сил, ни средств, не разобравшись до конца с ИГ и не договорившись с представителями соседних территорий, подконтрольных «Хайят Тахрир аш-Шам» и Сирийской свободной армии (ССА). Это значит, что Африн с приходом туда сил, верных Дамаску, все равно политически останется в выигрыше. 

Турция, напомним, объявила о начале военной операции в Африне 20 января, одна из задач — создание буферной зоны между Турецким Курдистаном и Рожавой, дабы пресечь сообщение между двумя курдскими территориями. Вместе с Анкарой против курдов воюет ССА – группировка, созданная в 2011 году бывшими сирийскими офицерами-дезертирами. 

С одной стороны, операция достигала цели: турецкая армия и их союзники — полевые командиры из ССА — медленно продвигаются по территории северо-западного района в Сирийском Курдистане. С другой стороны, в Анкаре надеялись на быстрое завершение боев в Африне, но блицкрига не получилось. Операция длится уже месяц; несмотря на массированную атаку, курдские вооруженные формирования пока сопротивляются, и турецкая армия несет потери, которые едва ли ожидались. 

Теперь, после прихода на помощь Африну проправительственных войск, турецкие силы здесь могут увязнуть всерьез и надолго. Анкару уже будут останавливать не столько сирийские военные, сколько вооруженные подразделения, близкие к Тегерану и Москве, хотя и под сирийским флагом. А такой расклад грозит столкновениями с союзниками, ссориться с которыми Турции не с руки. 

Впрочем, на 14 марта в Стамбуле запланирована встреча министров иностранных дел Турции, России и Ирана. Во время ее, возможно, будет разработан мирный сценарий предотвращения конфликта. А до этой встречи Африн ждут, скорее всего, позиционные бои. 

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter