Игра мускулами

В  ближайшее  время  катализатором  рынка  сотовой  связи  станут  падающие  цены

В  ближайшее  время  катализатором  рынка  сотовой  связи  станут  падающие  цены

Пожалуй, вопрос корректировки тарифов на услуги сотовой связи в обозримом будущем станет превалирующим в этой отрасли. Накануне новогодних праздников сотовые компании, конкурируя между собой, традиционно радовали потребителей снижающимися ценами и все более интересными тарифными планами. Но конец 2009 года, по всей видимости, отметится еще и беспрецедентным падением цен. Настолько резким, что впору даже говорить о демпинге.

Одна из самых главных инвестиционных сделок уходящего года — продажа 80 % акций государственного оператора сотовой связи ЗАО «Белорусская сеть телекоммуникаций» турецкой компании «Turkcell». Приобретая откровенного аутсайдера рынка, чья доля не достигала и 1 %, а абонентская база не приближалась и к 200 тыс. человек, турецкие инвесторы явно расщедрились — за пакет акций они отдали $ 500 млн. плюс еще $ 100 млн. пообещали заплатить, когда «БеСТ» станет приносить прибыль. Около полугода рынок находился в состоянии ожидания — сотовые компании, ранее не расценивавшие маркетинг «БеСТа» как серьезный повод для беспокойства, вдруг занервничали, ожидая, что мощная финансовая подпитка станет существенным подспорьем при продвижении оператора на рынке. Опасения были небезосновательны: «Turkcell» приняла решение привести в Беларусь бренд «Life», под которым эта компания с 2005 года работает на украинском рынке, скалькировав при этом и стратегию, и организационную структуру бизнеса украинской компании. Все бы ничего, но маркетинговые технологии, уже опробованные на южном рынке, на фоне толерантных и спокойных акций «Velcom» и МТС выглядят слишком уж агрессивно.

За брендом «Life» на Украине (компания «Астелит») сегодня прочно закрепилась слава «киллера». Придя на рынок последним, когда основная масса абонентов уже была поделена между двумя ведущими сотовыми компаниями, он мог рассчитывать только на следование за лидерами, но этого не случилось. Вкладывая значительные ресурсы в строительство сети и маркетинг, «Life» стремительно наращивал долю рынка. Компания сконцентрировала свои усилия на резком снижении стоимости мобильных услуг при параллельном продвижении бесплатных внутрисетевых звонков и дополнительных сервисов. Да и звонки во внешние сети находились на уровне ставки интерконнекта. Кроме того, «Life» отметился и в других кампаниях, которые сегодня многие сотовые операторы мира расценивают как «игру без правил», — фактически бесплатной раздаче SIM-карт, акциях по обмену карт других операторов на «симки» «Life» и др. «Астелит» понадобилось чуть более полугода для того, чтобы подключить первый миллион абонентов. Правда, многие клиенты оператора, выговорившие лимит и бонусы на бесплатной карточке, переставали ею пользоваться. Но главное в другом: расклад сил на рынке был изменен. Остальные операторы вынуждены были пересматривать свои продуктовые линейки вслед за амбициозным новичком. В итоге значительно оживился рынок мобильный связи, снизилась стоимость ее услуг. По всей видимости, в Беларуси компанию ждут такие же перспективы…

Совсем недавно министр связи и информатизации Николай Пантелей, отвечая на вопросы журналистов о ценообразовании в отрасли, отметил, что тарифы на услуги сотовой связи его ведомство не устанавливает — это прерогатива самих сотовых компаний, но при определенных проблемах этот вопрос очень даже легко регулируется. Предчувствуя грядущие изменения, связанные с приходом на рынок «Life», Николай Пантелей заострил внимание на том, что Минсвязи ставит перед собой задачу отслеживать все аспекты конкурентной борьбы, которая в обозримом будущем, в связи с агрессивной политикой новых владельцев компании «БеСТ», очень сильно обострится. «Наша главная цель — не допустить обвала рынка из-за нечестной борьбы операторов», — резюмировал министр.

Согласно декларируемым планам «БеСТ» рассчитывает в течение ближайшего полугода занять около трети рынка, значительно увеличив количество абонентов. Как рассказал гендиректор белорусской компании Озджан Эрмиш, вскоре доли сотовых компаний сравняются в пропорции 33:33:33. В настоящее время лидером белорусского рынка с 4 млн. абонентов является белорусско-российская компания МТС, второе место занимает контролируемая «Austria Telecom» компания «Velcom» с 3,5 млн. абонентов. По мнению турецких инвесторов, деление рынка в соотношении 50 на 50 вскоре закончится. И действительно, старт «Life» взял резвый: прозябая около года на отметке около 170 тыс. абонентов, за первые три дня, которые прошли с начала подключения абонентов под новой торговой маркой, компании удалось привлечь около 24 тыс. человек. При этом компания намерена агрессивно завоевывать рынок и надеется окупить затраты на развитие в течение 5 лет.

Операторы уверяют, что ценам на телефонные звонки падать особо некуда: они держатся почти на уровне себестоимости. Именно поэтому игра «на понижение» может оказаться для рынка крайне опасной. Если анализировать результаты работы тех же украинских мобильных компаний, то выяснится, что из-за неоправданной конкуренции они сами у себя отобрали порядка 30–40 % своей выручки. Ценам снижаться больше уже некуда — потребителям надо понять это, комментируют в офисах белорусских сотовых компаний. Правда, несмотря на низкую стоимость минуты звонка, у операторов все же остается верный способ заработать. В структуре выручки операторов 85–87 % занимают услуги передачи голоса, 8–10 % — SMS, а оставшиеся — GPRS и контент.

Пока же белорусов ожидают увлекательная гонка маркетинговых стратегий и значительное снижение цен на услуги сотовой связи. Правда, существует риск, что вскоре операторы уже не будут отличаться друг от друга ничем, кроме логотипа. Чем они тогда будут конкурировать? Ответ предельно прост: качеством. В условиях, когда у операторов зона покрытия одинаковая, услуги и цены тоже, абоненту приходится выбирать по принципу нравится — не нравится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter