Телеведущий Игорь Позняк в эфире предпочитает «прямиться»

Игорь Позняк: «Служба новостей, как скорая помощь, требует оперативности»

Вместо кандидатской по географии он защитил звание  на лучшего репортера и телеведущего

Именно с его лицом ассоциируются новостные передачи на СТВ. Игорь ПОЗНЯК на этом телеканале 17 лет. В национальном конкурсе «Телевершина» получил гранты в двух номинациях — как лучший ведущий и лучший репортер. Вместе с выходом в эфир 12 лет руководит дирекцией информационного вещания. Преодолел все ступеньки карьерной лестницы и, если выбирать самую крутую из них, это, несомненно, репортерство. 


— Не знаю, разделят ли мое мнение коллеги, но ведущий либо руководитель службы новостей должны обязательно прежде вкусить репортерского хлеба. Иначе не уверен, что они станут успешными в своем кресле. Прелесть в том, что у репортера, особенно телевизионного, каждый день новая жизнь. Сегодня, предположим, открытие фестиваля Башмета — и ты изучаешь уникальность Лондонского симфонического оркестра. А завтра отправишься на крупнейшее в Европе болото в центре Миорского района, и должен с головой, в прямом смысле слова, туда окунуться, чтобы понять, почему эту воду можно пить некипяченой и почему она стерильная.

— Кстати, Миоры — ваша родина. Туда не однажды приезжали за репортажами, например, к 500-летию города. В эфире гуляли по набережной, играли в теннис в ФОКе, побывали в родном роддоме и даже провели урок географии в школе, которую окончили…

— Приезжал в Миоры за репортажем и в завершение 2018 года. У нашего телеканала такая фишка — готовить фильм по итогам уходящего года и транслировать его 31 декабря, за несколько минут до наступающего. Немного воспользовался служебным положением, совместил работу с приятными воспоминаниями, три минуты фильма посвятил Миорам, тем более минувший год для жителей этого города на самом деле был значимым: открыт долгострой районной больницы.

— Наверное, работе уделяете много времени, не восемь часов в сутки?

— За таким графиком не к нам и не на телевидение вообще. Хороший новостной репортер никогда не скажет, что не может выехать на задание из-за купленного билета в театр. Коллеги привыкли жить с телефоном, я с ним сплю, ем, хожу в душ, езжу на отдых. Может произойти так, что понадобишься в любую секунду, а через две будет уже поздно.

— И тем не менее даже оперативное телевидение не сравнится со скоростью интернета, откуда новости вылетают с эффектом световой молнии. Пусть неправильные, недостоверные, фейковые. Как боретесь с этим?

— Когда бороться сложно или невозможно, надо договариваться. У нас в последние годы создана мощная, одна из лучших в стране, дирекций интернет-вещания, сотрудничаем с ними рука об руку. К примеру, репортер привез горячую новость, а до ближайшего эфира полтора часа. Значит, публикуем ее в интернете — расходится, как горячие пирожки. К тому же стараемся держать свою классическую телевизионную марку — сказанное с экрана неоспоримо, это априори проверенный факт. В правдивости некоторых интернет-источников я бы поставил знак вопроса, но отдельные специально делают ставки на фейки и небылицы ради рейтинга.

— Если не секрет, как поступают новости именно на ваш телеканал?

— По-разному. Продюсеры и редакторы их отслеживают на информационных лентах, контактируют с пресс-службами. Поддерживаем горячую связь со зрителями, которые подкидывают информацию о событиях пусть и небольшого масштаба, но тоже весьма интересную. Сами на них выезжаем. И, конечно же, хороший репортер с опытом формирует свой круг знакомых, получая от них информацию из первых уст.

— Часто выходите в прямой эфир?

— Всегда в новостях. К тому же фишка нашего канала — прямые включения с места событий. Предпочитаем «прямиться». Мы немного заложники той ситуации, что вечерние новости на СТВ выходят раньше, чем на других каналах, — в 19.30. И далеко не всегда к этому моменту успеваем подготовить репортаж, но в том и преимущество. Ведь самые настоящие живые эмоции и факты можно передать только в прямом эфире, которые происходят здесь и сейчас, а не через час.

— Вашим репортерам так намного сложнее…

— На самом деле это проще. Три минуты стресса, и свободен. Репортаж нужно снять, написать, смонтировать. Прямой эфир больше стрессовый, но, с точки зрения времени, он гораздо быстрее и экономнее. Вообще, служба новостей, как реанимация или скорая помощь, требует оперативности. За 40 минут, если понадобится, новостной репортер доберется в любую точку Минска, несмотря на вечерние пробки. У нас по-другому просто нельзя, если ты не успел, то опоздал.

— Чем отвлекаетесь от работы?

— Люблю художественные фильмы с неожиданной развязкой, когда все самое важное происходит в последние 10 секунд.

— По специальности вы географ. Как пришли на телевидение?

— Это был 2002 год, недавно образованный молодой телеканал СТВ проводил кастинг на набор ведущих. Я на то время учился в аспирантуре и писал диссертацию по теме связи экологии и медицины, готовился стать кандидатом географических наук. Но, услышав в эфире от своей нынешней коллеги Ирины Мартьяновой о кастинге, вспомнил, что когда-то колебался — поступать на географа или журналиста.

— Игорь, у вас дочь подрастает…

— Уже подросла, студентка первого курса факультета международных отношений, изучает несколько иностранных языков, постигает азы дипломатии.

— А почему не пошла по папиным журналистским стопам?

— Мне кажется, журналистике нельзя научиться. В нее должны приходить хорошие гуманитарии, но это не только мастерство красиво писать, говорить и складывать из слов предложения. Настоящий репортер, по моему мнению, должен уметь удивляться и находить запоминающиеся детали. Неважно какие — в одежде или погоде. Пусть на первых порах он не так красиво изложит свои мысли, как профессиональный филолог с оборотами достоинства, но будет абсолютно искренен. И в этом победа!

basikirskaya@sb.by

Фото из личного архива Игоря ПОЗНЯКА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter