Игорь Пашкевич:

«Мозги всегда дороже денег»
«Мозги всегда дороже денег»

В свои 17 лет с мировым кинематографом я была отнюдь не на «ты» и даже не имела представления, кто такие Боб Фосс или Педро Альмодовар. Но кто такой Игорь Пашкевич, знала точно. В начале 90–х он был не так существенно старше меня, но уже тогда, трудясь ассистентом режиссера на телевидении, снял свои первые клипы и был жутко моден. Путем хитрых интриг мне даже удалось попасть к нему на день рождения, но мы так и не познакомились — поздравить Игоря собралось столько народу, что я попросту не смогла к нему подступиться... Именно на клипах Пашкевич создал себе репутацию человека искусства, которая остается при нем до сих пор. Правда, что–то давно ничего не слышно о его новых музыкальных роликах... А тут на днях узнаю, что при самом непосредственном участии Игоря Пашкевича «Беларусьфильм» собирается снимать свой первый «спецэффектный» фильм, который уже окрестили «нашим вызовом Голливуду». Одним словом, у меня снова появился повод для встречи.

— Значит, теперь вы, Игорь, все увереннее осваиваете территорию «большого кино»...

— Что вы имеете в виду? Свое кино я еще не делал.

— Неужели? Я же своими глазами видела в прессе репортажи со съемок вашего фильма «Дети партизан» с участием «Ляписа Трубецкого»...

— А это продюсер группы придумал. Зачем — не знаю. Ну зачем люди в шоу–бизнесе рассказывают вам, журналистам, такие истории?

— Например, чтобы обеспечить «ляписам» дополнительный «пиар».

— Возможно.

— Или вам...

— Нет абсолютно — зачем мне «пиар»? Хотя после этой «утки» звонили какие–то люди, предлагали помощь, интересовались, сколько нужно денег, чтобы продолжить съемки...

— А ваше высказывание насчет того, что в клипах вы разочаровались, — что, тоже на совести журналистов?

— Не то чтобы разочаровался, просто жизнь — она большая, интересно же попробовать и другие формы творчества. Ну и, наконец, эстрада наша поняла, что надо музыкой заниматься, а не клипами. Сляпать дорогое видео — не самое главное, куда важнее сделать хорошую музыку. Если твою музыку будут брать радиостанции, ее присутствие в эфире обеспечит тебе и популярность, и концерты, и приглашения — то есть все то, для чего снимается клип. Конечно, на запись качественной фонограммы опять–таки понадобятся деньги, но как бы то ни было, раскручивая исполнителя, делать ставку на музыку, а не на клип гораздо правильнее. Порасспрашивайте население, какие композиции сегодня популярны? Не факт, что на эти песни есть клипы.

— Значит, другие формы... Свой первый компьютерный проект, куда, насколько мне известно, вас приглашают как специалиста по спецэффектам, «Беларусьфильм» заявляет едва ли не вызовом Голливуду. У нас что, есть деньги на такой вызов?

— Мое личное мнение: деньги — не самый решающий фактор в жизни. На «Властелина колец», например, были потрачены колоссальные суммы, а насколько меньшее количество мозгов было задействовано! На рекламной волне проект продержался какое–то время, но — так считаю не только я, но и мировые кинокритики — уже благополучно умер. Тот же самый «Гарри Поттер» стоил намного меньше и не требовал особой рекламы, но это отличный фильм, в котором есть все — сюжет, позитив, персонажи, которым сочувствуешь, это кино, уверен, будет жить. Не обязательно иметь сверхтехнологии и сверхвозможности, просто, как всегда, важно грамотно воспользоваться хотя бы тем, что есть под рукой... В нашем фильме предполагаются детские приключения, которые связаны с виртуальным миром, поэтому, само собой, там будут некоторые эффекты. Но совершенно точно могу сказать: благодаря одним эффектам фильм удачным не бывает, если он получается, то благодаря интересному сценарию и хорошей режиссуре.

— Сейчас модно говорить о «клиповости мышления» — якобы публика, приученная к большим объемам поверхностной информации, требует и соответствующих зрелищ. Я вот думаю, свой вклад в формирование этой моды вносят и бывшие клипмейкеры, которые приходят в большое кино.

— Да, человечество в целом научилось воспринимать информацию в более плотном виде. Да, раньше актеры в кино, заходя в комнату, долго молчали, прежде чем начинали говорить. Но и теперь фильмы по–прежнему делятся на хорошие и плохие. Количество информации в «Сталкере» сегодня кажется неприлично малым. И все–таки «Сталкер» является фильмом. Потому что ценность кино измеряется не объемом информации, а количеством эмоций и качеством, глубиной образов. А то, о чем вы говорите, как мне кажется, единичное явление. Когда бывшие клипмейкеры пытаются делать кино наработанными приемами, сами первыми же и убеждаются, что особых преимуществ им это не дает.

— А чем еще вы заняты на данный момент?

— Я пока не выяснил у продюсеров, что имею право рассказывать. Вертится несколько проектов, но, думаю, рано о них сообщать — не решено до конца, где именно это будет сниматься, кто будет финансировать, и так далее...

— То есть собираетесь делать кино?

— Намерен в этом участвовать
.

— И каким будет это кино? Клиповым или?..

— Нет, если я правильно понял, что вы вкладываете в слово «клиповость». Хотя точного понятия, что же это такое, по–моему, нет.

— Ну как же — рваный кадр, постоянная смена «картинки» на экране... «Ночной дозор», «Дневной» — типичное клиповое кино.

— Возможно, но такое кино я не люблю. Не думаю, что «Дозоры» можно назвать фильмом, — это скорее проекты. Точно таким же проектом является телесериал о Есенине, фильм про Мастера и Маргариту — это все «фанера». Плоская и грубая, никакого отношения к кино не имеющая...

— В таком случае, что из увиденного вами в последнее время можно назвать фильмом?

— Буквально на днях меня поразил «Авиатор» Скорсезе — похоже, намечается правильная тенденция, когда создаются так называемые коммерческие фильмы, которые при этом заставляют думать «о том, чего нет», философствовать...

— В последние годы национальная киностудия мало радует зрителя своими фильмами. Реально ли, по–вашему, переломить ситуацию в ближайшее время?

— Дело в том, что сотрудничать с нашей киностудией я начал буквально в последнее время. То есть я всю жизнь там работал, используя базу, аппаратуру, но только сейчас начинаю общаться с такими подразделениями, как худсоветы, редактура и так далее, пытаюсь сориентироваться в структуре, поэтому пока мне сложно ответить на такой вопрос. Но незавидная репутация «Беларусьфильма» из–за проектов последних лет им совершенно заслужена... Возможно, бесконечные поиски национальной идеи должны трансформироваться во что–то другое. Для начала нам нужно научиться делать профессиональное, внятное, интересное кино и только потом ставить какие–то сверхзадачи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter