Игорь ЛУЧЕНОК: “Настоящая музыка не знает границ”

Народный артист СССР и Беларуси, почетный гражданин Минска, профессор Игорь Лученок не жалует журналистов. Игорь Михайлович считает, что все, что он хочет сказать, он говорит в своих песнях. Да и некогда маэстро: концерты, поездки, творческие встречи, занятия со студентами, прослушивание произведений начинающих композиторов... Игорь Лученок — это целая эпоха в развитии музыкального искусства Беларуси, России, да и, пожалуй, каждой из стран бывшего СССР. Многие его песни сегодня стали народными. Их пели наши бабушки и дедушки, наши родители, и сегодня их поет молодежь, зачастую даже не задумываясь о том, что у этих с детства знакомых каждому из нас мелодий есть автор.

— Игорь Михайлович, в чем секрет долголетия ваших песен?
— Не знаю я секрета. В чем секрет музыки Соловьева-Седого, Пахмутовой, Оловникова, Семеняко?.. Но они создали песни, которые живут, песни вечные. Иногда спорят, что важнее, талант или образование. Я так скажу: каждый человек в чем-то талантлив. Но надо учиться, учиться и учиться. Один очень известный в Беларуси человек мне однажды сказал: у меня отец был бедный музыкант, но он дал мне прекрасное образование, и сейчас я работаю на благо своей страны. Это сказал Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Его отец, талантливейший человек, написал “Элементарную теорию музыки”, по которой до сих пор учатся в музыкальных школах все дети бывшего Советского Союза. В наше время создается много песен-однодневок, они не будут жить. Авторы некоторых песен, которые исполняются сегодня на эстраде, даже нот не знают!.. Молодежь говорит: новые технологии. Но, поверьте, нормальную мелодию компьютер никогда не сочинит, техника может лишь немного помочь. Я по прежнему работаю только за роялем. У Чайковского не было компьютера, но он неплохую музыку сочинял... Не подумайте, я прекрасно отношусь к современной молодежи. Она хорошая, открытая, талантливая. Я всегда был и буду с молодежью. Мои встречи с молодой аудиторией всегда проходят очень тепло. Просто хочу сказать, как важно учиться. Учиться всю жизнь. И можно, кстати, старшему поколению тоже кое-чему поучиться у молодежи.
—  Немало среди ваших произведений песен военной, патриотической тематики: “Хатынь”, “Если б камни могли говорить”, “Письмо из сорок пятого”, “Майский вальс”... Как вы считаете, обязательно ли творчество композитора должно быть проникнуто гражданскими чувствами?
— Посудите сами: для того чтобы воспитать композитора, государству надо потратить немало денег, вложить немало сил. Будущий композитор учится в музыкальной школе, училище, консерватории, аспирантуре, проходит стажировку... Я окончил три консерватории — Минскую, Ленинградскую и Московскую. В Ленинграде экзамен у меня принимал Дмитрий Дмитриевич Шостакович, в Москве Тихон Николаевич Хренников — в этом году ему исполнится 94 года. Я их ученик. Своих педагогов, их идеалы я предавать не буду...
Патриотические песни всегда находят путь в сердца слушателей. Дунаевский написал “Дорогая моя столица” — это по сути гимн Москвы, гимн москвичей. Гимн Минска — песня Оловникова “Минск”. Позывные на Минской ратуше, которые звучат каждый час — это моя песня на стихи Пимена Панченко...
За свою жизнь я создал немало песен и о любви. И массовую культуру я не отрицаю — в ней теперь и работаю.  Но дело в том, что настоящий композитор — это тот, кто может сделать все, от песни до симфонии. А многие ли авторы “попсовых шлягеров” смогут написать симфонию?..
— Многие ваши песни сегодня практически стали народными. Не обижает композитора, когда его музыку называют народной, а о ее создателе как бы забывают? Ведь вопрос защиты авторских прав сегодня один из важнейших...
— Это высшая награда для композитора, когда его песню называют народной. Помню, на Полесье познакомился с одним пожилым человеком, ветераном. Он сыграл мне на аккордеоне песню “Майский вальс”: “Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай...”. И говорит: “Эту песню я слушал в 1945-м, в Праге”. Я отвечаю: песня была написана значительно позже, и написал ее я! А он: “Что ты мне говоришь! Это народная песня, фронтовая!”. И эти слова стали для меня лучшей похвалой. Авторское право — это совсем иное: просто не нужно грабить композитора, а это, увы, случается. Сегодня дочь поэта Адама Русака занялась творческим наследием своего отца. Дело в том, что слова песни “Бывайце здаровы, жывiце багата” были созданы Адамом Русаком. А перевел ее Исаковский. И вот в Москве объявляют: “Песня “Бывайте здоровы”, слова Исаковского”. Но это же неправда! Слова этой песни принадлежат Адаму Русаку. И его дочь за папу покойного бросилась в бой. Правильно делает. Зачем обманывать?..
— Сегодня вас сложно застать дома, в Беларуси, много времени вы проводите в Москве...
— Москва, Россия — это мой второй дом! Там живут многие мои друзья, мой старинный друг Иосиф Кобзон, который исполнил много моих песен. Знаете, для меня дружба — категория особая... Но душой я всегда остаюсь белорусом. Я родился в Минске. Правда, вскоре моя семья переехала в Могилев, а когда началась война — в Ростовскую область. Мой отец был военным врачом... А вообще-то не люблю большие города. Одно из моих любимых мест в Беларуси — Марьина Горка. Там прошла практически вся моя жизнь. Ведь с чего начинается Родина? С любимой улицы, со знакомого пейзажа... Люди умирают, земля остается. Именно об этом мои песни “Журавли на Полесье летят”, “Алеся”, “Вероника”, “Зачарованая моя”.
— Кого из деятелей российской культуры вы могли бы назвать своими друзьями?
— Дружба связывает меня со Львом Лещенко, Андреем Дементьевым, Валентиной Толкуновой, Александрой Пахмутовой, Владимиром Шаинским, Тамарой Гвердцители. Дружу с Игорем Крутым, уважаю его талант. И вообще, творческие люди наших стран дружили, дружат и продолжают дружить. И, я думаю, это — главное. Ведь настоящее искусство — интернационально. Наши “Сябры”, голоса наших известных мастеров Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича и сегодня находят путь в сердца российских слушателей.
— А как вы создаете ваши песни? Композитор чаще вдохновляется поэзией, или сначала создается музыка, а потом поэты пишут на нее стихи?
— У каждого композитора этот процесс индивидуален. Меня, как правило, всегда вдохновляют стихи, и только потом я создаю музыку. Были случаи, когда на мою музыку писали стихи. У меня есть песня “Помнишь”, ее многие пели в Беларуси, пела София Ротару. Так вот, в этом случае сначала была музыка, а стихи к ней “подтекстовал” Андрей Дементьев. Но обычно у меня ритмика поэтических строк рождает музыку. Еще когда в школе учился, попался поэтический сборник Ивана Шамова и я написал музыку к стихотворению про жен офицеров, которые ездят с мужьями по всему Советскому Союзу. Этот сборничек я храню до сих пор. Иван Шамов — замечательный поэт, фронтовик, военный летчик.  Он, кстати, написал слова песни, которую и сейчас все поют — “А парень с милой девушкой на лавочке прощается”...
— Ваша звезда на Площади Звезд в Москве стала первой, посвященной деятелям белорусской культуры. Вторым представителем Беларуси, чье имя попало на Площадь Звезд, стал Мулявин. Что вы ощущаете, когда там бываете?
— Моя звезда открывалась в 1999 году. Это было очень волнующим событием — ведь в этом признание моего творчества Москвой, хотя я и народный артист СССР... Для меня очень важно, что являюсь заслуженным деятелем культуры Польши. Убежден: настоящая музыка не знает границ. Горжусь, что полтора года назад в Риге состоялся мой авторский вечер. Справа от меня сидела Вайкуле, слева — Паулс, а белорусская диаспора и латышские музыканты исполняли около трех десятков моих произведений — старых и новых, в том числе и песни о Беларуси. Бывал я и в США, Канаде, на Кубе. Языковой барьер не важен для понимания музыки — она имеет свой язык, понятный каждому, и в этом ее уникальность.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter