Игорь Котляров: Идея была народной!

Известный белорусский социолог и политолог отлично помнит, в каких трудных условиях рождалось Союзное государство
Известный белорусский социолог и политолог отлично помнит, в каких трудных условиях рождалось Союзное государство.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ – ЖЕСТКОЕ


– Вы входили в первый созыв Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Чем запомнилось то время?


– В начале 1990-х годов в Беларуси политическая и экономическая ситуация фактически балансировала на краю пропасти. Впереди маячил коллапс. Такая же ситуация была и в Российской Федерации.

Я тогда работал директором Белорусского института информации и прогноза, и во всех социологических опросах подавляющее число респондентов четко заявляли, что все проблемы Беларуси можно решить только в тесном союзе с Россией. Беларусь была «сборочным цехом» СССР, все предприятия связаны с российскими. Понятно, что без хозяйственной кооперации восстановить производство было невозможно.

Словом, идея создания Союзного государства была народной. И Президенты Александр Лукашенко и Борис Ельцин воплотили ее в жизнь. Так двадцать лет назад было создано Союзное государство.

Мы много лет проводим социо-логические исследования. Их результаты неизменны: минимум три четверти респондентов-белорусов высказывались и высказываются за дружбу и сохранение братских связей.

– Какие были сложности или противодействия интеграции не было?

– Противостояние было жестким. В 1992 году мы проводили исследование, которое показало, что около восьмидесяти процентов населения Беларуси выступают за союз с Россией. А руководство Верховного Совета страны и часть Правительства смотрели в диаметрально противоположную сторону – на Запад, оппозиционные силы вообще играли на русофобии. Лозунг «Чемодан – вокзал – Россия!» в адрес этнических русских постоянно скандировался на площадных митингах оппозиции. Ситуация складывалась непростая.

Победив на президентских выборах 1994 года, Александр Лукашенко сумел трансформировать чаяния большинства сограждан в реальные политические шаги. Тогда был проведен референдум, внесены изменения в Конституцию Беларуси. А Верховный Совет, который и был во многом источником «разброда и шатания», реорганизован в двухпалатный Парламент – Национальное собрание.

Политическая воля коррелировалась с общественным запросом на интеграцию. Хорошо помню первую сессию Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в Смоленске, то приподнятое настроение депутатов, с которым они приветствовали реальные шаги союзного строительства. Конечно, не все сделано, как задумывалось, что-то из заявлений и пожеланий ими и осталось. Однако Союзное государство, созданное по воле народов Беларуси и России, состоялось. И это главное.


Первый Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, первый заместитель Председателя Парламентского собрания Владимир Андрейченко и бывший Председатель Парламентского Собрания Борис Грызлов. Фото: Из архива пресс-службы Парламентского Собрания


ДОСТИЖЕНИЯ ОЧЕВИДНЫ


– Почему не всё получилось так, как задумывалось?


– Предугадать, как будет развиваться наш союзный интеграционный проект, было непросто. Проблем хватает и сегодня. Людей мало интересует, какие документы принимаются «наверху». Они судят по тем возможностям и правам, которые им дает наш союз. А достижения очевидны. Между нашими странами нет границ, нам не нужны визы при поездках друг к другу. Есть возможность поехать учиться или устроиться на работу в соседней стране.

– Что нужно делать, чтобы Союзное государство укреплялось?

– Активно заниматься унификацией законодательства. Причем в части, которая непосредственно касается прав конкретных людей. Например, есть проблемы с оказанием медицинской помощи белорусам в России. Нашими странами не признаются документы по присвоению ученых степеней. Требуется процедура нострификации.

На проблемы нужно смотреть шире, не замыкаясь на сотрудничестве Беларуси и России: должны быть общие подходы к разрешению внешних вызовов.

Взять незаконную миграцию. Беларусь хорошо справлялась с ситуацией, пока проблемы были локальными. Но сейчас потоки беженцев, незаконных мигрантов перестали быть вопросом региональным, это проблема общая. И решать ее на территории Союзного государства мы должны сообща.

Второй момент – продвижение нашего союзного проекта в общественном сознании. Социологические опросы и анализ ситуации показывают, что сегодня пишут и рассказывают о Союзном государстве крайне мало. А ведь любая общественная дискуссия не только выявляет проблемы, но и помогает найти их оптимальное решение.

Пока позитивная информация о Союзном государстве не доходит до целых социальных групп. Прежде всего до молодежи. И если они не получают информацию из союзных СМИ, они найдут ее в других источниках. Скорее всего, она будет со знаком минус.



Июнь 1996-го – март 1997-го – Семен Шарецкий.


Март 1997-го – март 2004-го – Геннадий Селезнев.

Март 2004-го – апрель 2012-го – Борис Грызлов.


Апрель 2012-го – настоящее
время – Сергей Нарышкин.


КОД ЦИВИЛИЗАЦИИ


Новый проект белорусских и российских ученых посвящен изучению менталитета и исторической памяти наших народов.

– Мы договорились с российскими коллегами провести масштабное исследование общественного мнения. Проект получил название «Цивилизационный код». Сегодня нелишним будет разобраться, что является общими ценностями для наших народов, чем отличаются друг от друга менталитеты белорусов и россиян, какова роль исторической памяти в формировании нашей духовной общности. Эти познания, полагаю, могут сыграть свою положительную роль в укреплении нашего союза.

Идея проекта родилась в ходе работы над Национальной стратегией «Беларусь-2030». Мы попытались заглянуть в будущее и посмотреть, какой будет наша страна к этому времени. Оказалось, что белорусы настроены позитивно и с оптимизмом смотрят в завтрашний день.

В ходе этого исследования мы анализировали, можно ли решать экономические проблемы неэкономическими путями. Изучали влияние уровня развития культуры, образования и здравоохранения на экономику. Национальную идею и историческую память мы рассматривали как часть культурного кода нации.

Потом пришла мысль продолжить наши исследования с российскими коллегами. Так родился совместный белорусско-российский проект. Разработали анкеты. В этой работе принимали участие российские коллеги-социологи из Астрахани и Вологды. Уже начали социологические исследования. Никто ничего подобного до нас не делал. Что получится, узнаем примерно через месяц.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter