«Исламское государство»: кто вырастил монстра?

ИГ: кто вырастил монстра

Террористическая группировка «Исламское государство» вновь мелькает в сообщениях СМИ. Джихадисты берут ответственность за все подряд — за любые теракты в Западной Европе и на Ближнем Востоке. В течение мая—июня их было уже больше десятка. А недавно ИГ даже выступило с угрозой отомстить сербам и хорватам за войну против боснийских мусульман в начале 1990-х годов. Американские политические эксперты Хэл Брандс и Питер Фивер задались вопросом: каким образом США повлияли на то, что ИГ смогло разрастись и укрепиться настолько, чтобы новости с фронтов войны с «демоническим халифатом» занимали первые полосы практически всех газет? Впрочем, для многих ответ заранее очевиден: виноваты во всем ближневосточном хаосе США и государства Западной Европы. 

Фото newshour.online

Так вот, два западных аналитика представили политику США на Ближнем Востоке как цепь фатальных ошибок, которые так или иначе повлияли на укрепление «Исламского государства». В их числе вторжение в Ирак и его оккупация в 2003 году, затем – вывод войск из него в 2010—2011 годах, невмешательство в гражданскую войну в Сирии в самом ее начале и, наконец, решение воздерживаться от активных действий против «Исламского государства» в 2013—2014 годах. Не случись этих четырех последовательных событий, делают вывод политологи, ИГ никогда не стало бы настолько большой угрозой для западного мира, какой оно представляется сейчас. 

Такой расклад абсолютизирует политику США. В этом американские авторы во многом сходятся с российскими коллегами-публицистами. Те тоже обвиняют во всем Вашингтон: мол, США превратили Ближний Восток в «поле для гольфа», где и развлекаются со своими союзниками. 

Но черт не так страшен, как его малюют. Американцы принимали те решения, которые были выгодны администрациям Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы по причинам политическим и деловым. И в это время другие решения приняты быть не могли. Они диктовались соображениями, которые не всегда поддаются логике. Консервативная группа среди исследователей Ближнего Востока давно настаивает на том, что провалы политики Вашингтона в регионе вызваны незнанием этого самого региона и игнорированием мнения академического сообщества. Так было и в 2003-м, когда господствовавшие в Белом доме неоконсерваторы решились на вторжение в Ирак, и в 2010—2014 годах, когда демократы предпочитали осторожно действовать с арабскими партнерами, уйдя из Ирака, не вмешиваясь в сирийские дела и давая возможность иракцам самим разобраться с зарождающимся джихадом. 

Четыре фактора, названные Брандсом и Фивером, безусловно, сыграли роль в создании и укреплении ИГ, но лишь отчасти. Почему? Да потому, что это сами иракцы передрались друг с другом, а окончание внешнего управления в итоге привело к фактическому расколу страны по этническому принципу — на курдскую, суннитскую и шиитскую части. Это выброшенные на улицу из армии «нового Ирака» офицеры-сунниты, а также функционеры Партии арабского социалистического возрождения (Баас), потерявшие государственную кормушку, ушли в партизаны, а затем составили костяк ИГ. А мощным средством объединения стала не исчерпавшая себя арабская социалистическая идеология, доведенная Саддамом Хусейном до абсурда, а предельно понятный салафизм — возвращение к равенству и братству раннего ислама, а также реальный враг — солдат западной коалиции, стоящий перед твоим домом. Эти идеи с радостью подхватили массы. И американцы здесь не при делах. Они думали, что в Ираке можно было действовать методами, апробированными в Западной Германии во второй половине 1940-х годов, или по образцу ливанского Национального пакта 1943 года. Но Ирак никак не был похож на Германию или даже на Ливан, а оккупационная администрация вынуждена была по ходу менять сценарии действий в чужой для них стране. 

О чем сегодня часто говорят СМИ? О том, что американцы творят хаос на Ближнем Востоке. А «знатоки» тотчас же называют имя американского дипломата Стивена Манна, который этот «управляемый хаос» придумал. Но, согласно теории Манна, после 1990 года, то есть войны в Персидском заливе, все действия, предпринимаемые местными арабскими режимами, напоминают хаос, ибо в них нет ни логики, ни порядка. В интересах же США обращать хаос на Ближнем Востоке в свою пользу. Но, как показывает история с ИГ, Вашингтону никак не удается обернуть ближневосточный политический и религиозный бедлам в свою пользу. И продолжается это уже больше четверти века.

sheveliov@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter