Иеромонах Фотий: нужно всегда немного возвышаться над суетой этого мира

Из личного архива иеромонаха Фотия

Накануне светлого праздника Пасхи гостем звездного редактора «ТН» Елены Север стал иеромонах Фотий (Виталий Мочалов), насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Многим телезрителям он известен как победитель телепроекта «Голос-4» на Первом канале.

— Отец Фотий, Пасха — драматичный и одновременно торжественный праздник. А как вы лично понимаете этот день, что он значит для вас?

— Для меня Пасха — самый великий и самый радостный праздник. Я его воспринимаю душевно — прежде чем духовно, потому что познакомился с ним еще до того, как был воцерковлен. Для меня Пасха всегда ассоциировалась с пробуждением, весной, солнышком. И поэтому отношение к этому великому дню у меня сохранилось скорее детское. Светлое Христово Воскресение — это день, который не столько отмечают, сколько переживают. С возрастом, после воцерковления, я уяснил, в чем смысл Пасхи, что такое воскресение из мертвых. И начал понимать, какая радость была у тех людей, которые стали свидетелями евангельских событий. И какая радость должна быть у нас, отдаленных более чем на 2000 лет от них. Благодаря Евангелию и посланиям апостолов, мы можем прикоснуться к чуду воскресения Христа. Этот праздник выше всех других праздников. Эта радость выше всех радостей! Ведь своим воскресением Господь даровал нам жизнь вечную. Отсюда и радость — духовная и душевная одновременно.

— Какие советы вы могли бы дать родителям, желающим, чтобы этот праздник оставил самые светлые воспоминания в душах детей?

— Конечно, нужно приобщать детей к церкви. В моем детстве это произошло только после того, как я пошел в воскресную школу. И посещение храма по воскресеньям было обязательным для меня. Я помню, как мы катали яйца с горки. Бывало, снег еще не успел сойти на Пасху, мы делали снежную горку и катали яйца. Ну и конечно, запомнился запах крашенных луковой шелухой яиц, он ни с чем не сравним! Одно прикосновение к теплому яичку — и оно уже несет предвозвестие о Пасхе. Идут последние дни Великого поста — и ты уже предвкушаешь праздник… Прежде всего важно рассказать детям его историю своими словами, без прикрас и без богословских терминов. Детям не нужно что-то доказывать, они легко уверуют, тем более если родители для них — авторитеты. Можно почитать детскую Библию, рассмотреть иллюстрации — чтобы легче понять. Это как бы теоретическая база. Ну и конечно, нельзя забывать о праздничном семейном столе — с пасхой, куличами и яйцами. И обязательным христосованием, когда ударяют друг о друга яйца, троекратно целуются и произносят «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» И в церковь обязательно нужно ходить с детьми. 

Из личного архива иеромонаха Фотия

— Далеко не все держат Великий пост. Могут ли они покаяться и причаститься? Какой совет вы могли бы дать тем, кто не соблюдает каноны, но хочет подготовиться к празднику.

— Не все из мирян так уж серьезно готовятся к Пасхе и держат пост, как монахи. Но даже если ты выполняешь малую толику, если ты отказываешься от мясного на весь пост — это тоже одобряется Господом. Если ты по каким-либо причинам не можешь поститься на растительной пище, то это тоже принимается. Лучше всего посоветоваться со священником на приходе — он поможет в выборе постного стола. Кормящим матерям позволяется принимать в пищу все, за исключением тяжелых мясных блюд. Болеющим нельзя отказываться от молочных продуктов — им тоже даются послабления. Все это очень гибко. Лучше, повторяю, посоветоваться со священником, испросить его благословения. Покаяться могут все, а причаститься — на усмотрение батюшки, который тебя исповедует. Не могу сказать за всех. Кто-то скажет: попостись хотя бы три дня до причастия, а кто-то назовет более длительный срок. К причастию вообще нужно готовиться. Можно причаститься в воскресенье в Великий пост — но опять же по благословению духовника. Главное, подготовиться к празднику следует не столько в бытовом плане, сколько духовно. Даже если ты не постишься, необходимо очистить свое сердце от злых помыслов, обид, постараться примириться с ближними.

Виталий Мочалов в 1988 г.
Из личного архива иеромонаха Фотия

— В этом году пасхальная неделя практически совпадает с майскими праздниками. По-вашему — это благоприятное совпадение? Многие воспользуются возможностью посетить пасхальные службы?

— Если пасхальная неделя попадает на майские праздники — это даже хорошо. У людей не должно быть отговорки не пойти в храм, поскольку эти дни — выходные. Тут, как говорится, сам Бог велел. Допустим, 9 Мая иногда попадает на Светлую седмицу, и панихида по павшим воинам сопровождается обязательными запевами «Христос воскресе!» и пением пасхального тропаря. У присутствующих в храме рождается как бы двоякое ощущение: вроде бы и панихида по усопшим, а в то же время — радость. Ты поешь заупокойную литию, которая одновременно содержит в себе ликование о том, что все мы воскреснем. И те же павшие на поле брани, которые Богом спасены и находятся в Царствии Небесном, тоже отмечают с тобой этот праздник.

— У многих людей Пасхальное воскресенье бывает рабочим днем. Как в этом случае поступить?

— Тут важно расставить приоритеты. В воскресенье с утра, особенно в монастырях, можно прийти поучаствовать в литургии. Многие литургии начинаются в 7:00, и можно прийти в храм до работы. И потом уже распределять свой день.

— Важно подготовиться к празднику не столько в бытовом плане, сколько духовно. Даже если ты не постишься, необходимо очистить свое сердце от злых помыслов, обид, постараться примириться с ближними
Из личного архива иеромонаха Фотия

— Насколько празднование Пасхи сегодня совпадает или отличается от того, что было в дореволюционной России?

— Смысл самого праздника не менялся со времен апостолов. После сошествия на них Святого Духа была отслужена первая вечеря, посвященная воспоминанию о Христе. И с того дня, то есть от первой Пятидесятницы, идет отсчет богослужебного круга. Ветхозаветная Пасха, по-еврейски «Песах», была установлена в память об исходе евреев из Египта, из египетского плена. Православная Пасха имеет более глубокий смысл: это переход от смерти к жизни вечной — воскресению. Не зря любой воскресный день в календаре именуется малой Пасхой. В этот день мы вспоминаем Христа. Перед нами встает Его образ — как залог нашего спасения. Без воскресения теряется весь смысл нашей веры, потому что только на этом она и зиждется.

Пасхальную радость легко растерять в последующие дни, после Светлой седмицы. Но тем не менее мы должны стараться, как в хрупком сосуде, удержать в себе, в своей душе, эту благодать, чтобы как можно дольше находиться в ее живоносном ключе, позитивном настрое. Чтобы дарить только свет и радость. К сожалению, эту благодать можно быстро утратить — мы снова начинаем ссориться с ближними, обременяемся материальным…

Нужно всегда немного возвышаться над суетой этого мира — сколь бы ни были сложны проблемы сегодняшнего дня, завтрашнего дня… Если в нас будет жива память Пасхи, она будет согревать нас, давать силу и надежду на то, что в итоге все будет хорошо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter