Иерей Максим Козлов: как пережить клевету


Девятая заповедь Божия звучит следующим образом: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20: 16). Этим повелением Господь запрещает человеку всякое лжесвидетельство, обман, клевету и лесть.

Ложь несовместима с высоким достоинством христианина. Господь Иисус Христос со всей определенностью говорит, что отец лжи — дьявол (Ин. 8: 44). Апостол Павел призывал первых христиан: «Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему…» (Еф. 4: 25). Это требование апостола сохраняет свою актуальность и в наши дни.

Клеветник сам себя подвергает нравственному разрушению. Христианский подвижник IV века преподобный Ефрем Сирин точно подметил: «Как моль портит одежду, так клеветничество — душу». Святитель Иоанн Златоуст строго предостерегает: «Не клевещи, чтобы тебе не осквернить самого себя; не смешивай навоза с грязью и глиной, но сплетай венцы из роз, фиалок и других цветов; не носи помета во рту, подобно жукам — а так делают клеветники, сами первые испытывая зловоние, — но держись цветов, подобно пчелам, и составляй соты, как они, и будь со всеми дружелюбен».

Нарушение девятой заповеди не обязательно предполагает целенаправленное лжесвидетельство против своего ближнего. Великий отец Церкви блаженный Августин говорит, что фраза «Не произноси ложного свидетельства» подра­зумевает всякую ложь. Таким образом, обвинение в лживом свидетельстве распространяется на человека, который сам себя хвалит, то есть хвастается своими настоящими или мнимыми достоинствами. Не исполняет эту заповедь и тот, кто сам не клевещет на других, не хвастается, но с удовольствием слушает и принимает клевету на ближних. Погрешает против этой заповеди и тот, кто незаслуженно хвалит другого человека, льстит ему. Льстец наиболее склонен превратиться в клеветника.

Как правильно христианину себя вести, если на него клевещут? Евангелие от Матфея передает нам описание поведения Господа Иисуса Христа во время Его допроса у первосвященников Анны и Каиафы: «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал» (Мф. 26: 59—63). Из этого евангельского отрывка мы видим, что Спаситель не стал спорить с клеветниками, кричать, оправдываться. Он проигнорировал их обвинения.

Господь учит Своих последователей правильному отношению к врагам. Он говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Спаситель предлагает парадоксальное средство против недругов: не меч, а молитва за них. Преподобный Максим Исповедник, много пострадавший за исповедание православной веры, утверждает: «Соответственно тому, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог удостоверительно открывать будет истину о тебе соблазнившимся».

Иерей Максим Козлов, бакалавр богословия

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter