Династия полиграфистов рассказывает как члены семьи разделили одну работу на всех

Идут печатным шагом

В профессии своей жизни Ариховские оказались не по зову сердца. Отец семейства служил в армии на сверхсрочной, сын думал заняться автомобилестроением, а внук и вовсе получил диплом повара. Однако судьба свела их в полиграфическом деле, которому они отдали больше века. На глазах трех поколений исчезали и возникали периодические издания, книгопечатание пережило настоящий бум, а высокие технологии раскрасили не только периодику. Знакомьтесь, это династия Ариховских!

Два  старшины

Юрий Ариховский, заместитель генерального директора издательства «Белорусский Дом печати», и есть тот сын, который задумывался о проектировании автомобилей.

Юрий Дмитриевич начинал свою карьеру машинистом на припрессовке пленки

— Не скажу, что грезил полиграфией, — улыбается Юрий Дмитриевич. — Да, в детстве ходил на работу к родителям, у нас гостили их коллеги. Но производство весьма смутно себе представлял. В 1985 году закончил школу и поступал в БПИ. Я не поступил. И знал, что меня ждет служба в армии. Тогда отсрочки не было даже для студентов. И я решил поговорить с отцом.

И тот посоветовал и даже настоял, чтобы парень подал документы на вечернее отделение в Белорусский политехнический институт. Жизнь вошла в русло: вечером — учеба, днем — работа. Юрий стал выпускающим инженером в издательстве «Народная асвета». И, признается, узнал полиграфию изнутри, пусть и с издательской точки зрения. А потом его призвали на службу. Из учебной части в Печах демобилизовался в звании старшины. 

— Так в семье стало два старшины, — шутит Юрий Дмитриевич. — Я и отец, который тоже дослужился до этого звания.

Лидия Николаевна с братом.
Впрочем, пошел парень по стопам отца не только в звании. Дмитрий Степанович Ариховский до 1998 года занимал должность заместителя директора издательства «Беларусь». В советское время это было издательство № 1. Впрочем, трудовой путь его был разнообразен. 

От  моря  Лаптевых до  Минска

— Отец был радистом дальней авиации, служил сверхсрочную в городке Тикси на Севере. Это река Лена, море Лаптевых, — пытается сориентировать меня Юрий Дмитриевич. — Заочно он учился в Московском полиграфическом институте. 

После окончания службы отец устроился на работу в Минске. Сначала в типографию «Красная Звезда», а через месяц (в июне 1966 года) — в «Издательство и типографию «Звезда». Сейчас это Белорусский Дом печати. Начинал с мастера цеха глубокой печати, потом стал директором типографии малых изданий, а с 1968 года — заместителем директора издательства «Беларусь». Награжден как минимум тремя грамотами Верховного Совета БССР и одной — СССР, медалью «За трудовую доблесть». Об отце Юрий Дмитриевич вспоминает с теплотой. Дмитрий Степанович ушел из жизни в 2002 году. 

Мама же, Лидия Николаевна, с нетерпением ждет детей и внуков в гости. Лидия Николаевна также внесла достойный вклад в копилку общесемейного стажа. В полиграфии она с двадцати лет. Начинала с пробиста на полиграфическом комбинате имени Я.Коласа в 1955 году. Потом была копировщиком, монтажистом. Поступила на заочное отделение Московского полиграфического института. 

Работала мастером, экономистом-нормировщиком в офсетном цеху, инженером-технологом офсетного цеха. На пенсию вышла в 1992 году, отдав предприятию 37 лет. Награждена медалью «За трудовую доблесть». Семья эта вообще творческая. Родная сестра Юрия Татьяна — модельер-конструктор.

Тонкая  работа

Счастливые молодожены Юрий и Ольга
Юрий Ариховский вернулся из армии серьезным человеком. Кандидат в члены Коммунистической партии Советского Союза, неосвобожденный председатель комитета комсомола полка, отличник боевой и политической подготовки — перед таким любая дверь откроется. Перевод на заочное отделение Московского полиграфического института дался легко. Устроился в типографию «Издательство ЦК КПБ» 6 июня 1988 года. Начинал с рабочей специальности — машинистом на припрессовке пленки. Затем стажер мастера, мастер, старший мастер, заместитель начальника, начальник офсетного цеха. В этом году отметит 30 лет работы на предприятии.

— Полиграфисты — элита рабочей специальности, — уверен Юрий Дмитриевич. — Попробуйте набрать текст маленькими буквами разного кегля в зеркальном изображении. Тонкая работа. Случись ошибка — снимали весь тираж. 

К полиграфии причастна и жена Ольга. С 1984 года она работала на множительном участке в нынешней Академии последипломного образования.

— Переплетное и печатное дело ей знакомо не понаслышке. Что такое брошюра и запах краски, тоже знает, — улыбается Юрий Дмитриевич. — Правда, дома мы о работе стараемся не говорить.

Третье поколение семьи Ариховских — сын Антон и дочь Дарья — тоже не обошло вниманием профессию. Антон в Доме печати с 2010 года. Хотя закончил торговый колледж, получил диплом повара. Но быстро понял, что работать в общепите не хочет. Попробовал в полиграфии — понравилось. Начинал с оператора электронно-выводных устройств, печатал даже флаги, сейчас печатник флексографической печати. 
Дарья и Антон пошли по стопам родителей

Дочь Дарья после института работала инженером отдела снабжения по закупкам. Словом, дети идут по служебной лестнице постепенно.

— Я ведь тоже с рабочего начинал при отце-руководителе, — объясняет Юрий Дмитриевич. — Это нормально, когда изучаешь весь процесс производства «снизу». Мне всегда было интересно. Я благодарен всем своим наставникам, которые вели меня по жизни. 

Беседуем о личном, но мой собеседник все время переводит разговор на работу. Оно и понятно. Сложно переключиться, когда телефон разрывается от звонков, а двери в рабочий кабинет почти не закрываются. Поэтому говорим о гордости предприятия — биометрических паспортах и самом большом государственном флаге, развевающемся над площадью Государственного флага.

Обращаю внимание на книги, газеты, журналы. В кабинете Юрия Ариховского они везде. А дом его семьи также полон печатной продукции? Он берет в руки книгу, вздыхает и признается, что последнюю купил и прочитал дома лет 20 назад. Чтения хватает и по долгу службы: каждый сигнальный экземпляр, будь то газета, журнал или рекламный проспект, просматривает лично. 

Застал он и миллионные тиражи книг. «Две Дианы», «Граф Монте-Кристо» в двух томах, другие так называемые макулатурные издания — в 1988 году они не залеживались на складе Дома печати. Расходились мгновенно. Впрочем, книжное производство полностью не исчезнет, уверен Юрий Ариховский. И в нем найдется место каждому члену его семьи. 

misnilena@yandex.ru

Фото из семейного архива и Александра Кушнера
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter