Идут ноздря в ноздрю

О внешней политике США

Во флоридском городе Бока–Ратон уверенной победой президента–демократа Барака Обамы над претендентом–республиканцем Миттом Ромни завершился финальный раунд теледебатов. По итогам блиц–опроса, проведенного каналом Си–эн–эн, победителем в дебатах, посвященных международной политике, признан Барак Обама. За него проголосовали 48% телезрителей, за Ромни — 40%.


Что ж, пожалуй, это единственный внятный результат прошедшей дискуссии, который легко зафиксировать в цифрах. Труднее закрепить внятную картину мира в умах, учитывая, что спор шел о внешней политике США. Так сколько же у Соединенных Штатов врагов и где их следует искать? Тут кандидаты в президенты предоставили телезрителям такое поле для фантазии, что не удивлюсь вспышке различных фобий у американцев, — всюду враги!.. А если серьезно, так поиск несуществующих угроз мощнейшему на данный момент государству мира представлялся весьма забавным занятием на фоне того, как само оно топчется по этому самому миру как слон в посудной лавке. И на Ближнем Востоке потоптался, и в Азии подает угрожающий голос, а уж длинный «хобот» ПРО протянулся в нескольких частях света... Вот об этом бы поговорить, но ведь это же не сеанс саморазоблачения, а увлекательное шоу. Так что — внимание, мотор! Осел (символ демократов) пошел против слона (талисман республиканцев). Режиссура боя выглядела следующим образом: Ромни как менее искушенный в международных делах открывался со своими «благоглупостями», а Обама как опытный боец лупил открывающиеся болевые точки противника.


Клинч наметился в первые же минуты эфира. Надо заметить, что и ведущий был подобран со знанием дела: это был один из старейших тележурналистов Боб Шиффер. Он озвучил провокационный вопрос: что является самой большой угрозой Соединенным Штатам?


А теперь сделайте, дорогой читатель, паузу, закройте текст ладошкой и попробуйте угадать прозвучавшие ответы. Правильно, Обама счел главной угрозой терроризм, а Ромни указал на вероятность получения Ираном ядерного оружия. Если это так, то американцы могут спать спокойно, так как терроризм теперь бушует на Ближнем Востоке и не без помощи самих США. А что касается Ирана, то это вечная подсказка для начинающих политиков типа Ромни, — никогда не ошибешься!


Впрочем, Обаме не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы выглядеть мудрецом на фоне Ромни: нужно просто поспевать реагировать на «сенсационные открытия», которые тот выдает вслух. Например, республиканец как будто только что проснулся и назвал главной угрозой Россию. «Холодная война» закончилась 20 лет назад!» — напомнил губернатору Барак Обама, и, на мой взгляд, это была лучшая фраза действующего президента.


Впрочем, и у Ромни нашлась одна такая фраза. «Я поздравляю Обаму с убийством бен Ладена и преследованием лидеров «Аль–Каиды», — заявил Митт, — но мы не можем искать выход из ситуации через убийства! Нам нужна всеобъемлющая стратегия, чтобы помочь исламским странам отказаться от экстремизма, связанного с насилием». Это о провале «арабской весны», бурно поддержанной Обамой. Неизвестно, поступил бы в точном соответствии со своими словами Ромни, займи он Белый дом (а такой шанс у него все еще есть), но ведь, по сути, он говорит о том, что насилие лишь порождает насилие, а это главный порок внешней политики США, кто бы ее ни проводил.


Вообще, более всего поражает тот факт, что разговор двух кандидатов о внешней политике Америки крутился только вокруг того, что ей угрожает и как с этими угрозами бороться! Психология осажденной державы, выбор между пораженчеством и шапкозакидательством, метания от рассусоливаний на тему прав человека до обыкновенных политических убийств и постоянная ползучая война со всем миром — вот удел державы, настаивающей на своей гегемонии. И в этом ни Ромни, ни Обама все еще не вырвались из цепких лап «холодной войны»... И тут между ними все еще нет идеологических различий!


Что тонко почувствовал американский избиратель. Несмотря на победу в теледебатах, по итогам опросов Си–эн–эн, поддержать президента на выборах выразили готовность 25% опрошенных и Ромни — тоже 25%. Ни за одного из них не намерены голосовать 50% респондентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter