Идущий «Киноверстами»

На его программах воспитано не одно поколение гурманов синематографа. «Телевизионный дом кино», «Время кино», «Киноверсты»... Хобби импозантного и коммуникабельного телеведущего Сергея Катьера имеет самое непосредственное отношение к его профессии — режиссер документального кино...
На его программах воспитано не одно поколение гурманов синематографа. «Телевизионный дом кино», «Время кино», «Киноверсты»... Хобби импозантного и коммуникабельного телеведущего Сергея Катьера имеет самое непосредственное отношение к его профессии — режиссер документального кино. Его фильмы, неоднократно удостоенные премий на международных фестивалях, также повествуют о персонах по ту сторону голубого экрана. Кроме, пожалуй, короткометражной ленты «Рождество», созданной как дань сыновней почтительности и любви.

Настоящий художник практически всегда не удовлетворен результатом и готов до бесконечности совершенствовать свою работу. Потому что представления о жизни, о людях и, в частности, о том материале, который у тебя есть, все время меняются.

— Этот фильм 4 года находился у меня в виде рабочего материала, но я не знал, как от семейной хроники выйти на обобщающий, философский уровень. Пока не решил однажды: надо сделать его как благодарность нашим родителям и вот так повиниться перед ними.

— Создание фильма, конечно, не терпит спешности и суеты?

— Как любое творческое произведение. Можно сделать его за неделю, а можно промучиться полгода без гарантий, что выйдет нечто вразумительное. Настоящий художник практически всегда не удовлетворен результатом и готов до бесконечности совершенствовать свою работу. Потому что представления о жизни, о людях и, в частности, о том материале, который у тебя есть, все время меняются. У каждого режиссера свой характер и свое отношение к искусству. Тарковский снял «Андрея Рублева», а потом переснимал заново, потому что ему не понравился рабочий материал. Герман выдает по 1 фильму в 5 — 10 лет. Каждый работает по–своему.

— А что является предметом гордости для вас?

— «Киноверсты» — главное, что нам удалось сделать за те 25 лет, которые я работаю на Белорусском телевидении. Не зря ведь проект отмечен и наградой «Телевершина», и высшей наградой национального кинофестиваля белорусских фильмов в Бресте. Почти в 20 сериях охвачена вся история белорусского кино. Правда, сейчас этот цикл фильмов не востребован. Хотя, я считаю, учить студентов кинематографу только по учебникам и на критических статьях — вчерашний день, нужно делать это на видеоматериалах, таких, может быть, как наши программы. Я думаю, что Белтелерадиокомпания могла бы подарить «Киноверсты» библиотекам, вузам, школам. Но и текущая наша работа не поденщина. По моим подсчетам, за последние два года творческая группа «Время кино» создала 31 портрет белорусских, российских и западных актеров, режиссеров, композиторов, продюсеров, сценаристов. Не говоря уже о фестивальных программах и передачах событийного плана.

— «Телевизионный дом кино», несомненно, можно было отнести к программам–долгожителям. Почему вы отказались от стабильной передачи?

— Таких длительных и долгоиграющих проектов, каким был «Телевизионный дом кино», очень мало, и это был уже нонсенс. Или скорее примета советского времени. «Кинопанорама», которую знают и помнят люди моего поколения, просуществовала лет 30, старше ее только, кажется, «Спокойной ночи, малыши». Потом наступила новая эпоха — вместе с появлением множества каналов. Теперь зритель пресыщен, ему быстро приедаются одни и те же названия. Поэтому руководство сочло нужным дать другое имя нашей передаче, вот так появилось «Время кино». Конечно, изменились формат, время выхода, канал вещания, но содержание и суть остались прежними. Мы являемся участниками почти всех основных фестивалей России, Украины и, конечно, Беларуси. Хотя есть у нас и замечательный автор Игорь Сукманов, который прекрасно разбирается в европейских арт–хаусных и американских картинах и ежегодно делает для нас передачи с Каннского кинофестиваля.

— Легко ли вас уговорить пойти на творческий эксперимент?

— Стараемся, чтобы каждый выпуск имел свое лицо. Иногда специально делаем спорные программы. Как, например, было с видеопортретом прекрасного режиссера–аниматора и поэта–песенника Елены Туровой. Елена — умница, сейчас она снимает большое кино. Мы решили рассказать об этом, показать ее также как женщину, у которой есть свой круг общения — поэты, художники, режиссеры, композиторы. Основной стержень фильма придумали сами герои. Они устроили праздник Хеллоуин с ряжеными — настоящий капустник с массой всяких импровизаций. Но некоторые телезрители задумки не поняли: разве могут взрослые люди дурачиться и вести себя так свободно? Но мы как раз показали, что наше общество очень разное. Замечательно, что есть творческая молодежь, которая умеет веселиться. Причем делает это весьма своеобразно, совсем как в прошлом столетии поэты–имажинисты, которые переодевались, красились и вели себя очень раскованно.

— Давайте поговорим о кино для молодых. Сегодня ведь снимается не так много картин, которые по злободневности и актуальности могли бы поспорить с лентой Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино», как вам кажется?

— Я не буду говорить о современном белорусском кино, которого, к сожалению, очень мало. За последние годы вырос объем производства российских фильмов. Но из 120 — 130 картин в год, которые они снимают, достойны внимания только 5 — 6. Остальные достаточно спорные, если не сказать слабые.

И все же интересных работ появляется все больше и больше, о чем я сужу по последнему «Кинотавру». Хороши три кинодебюта: «Кремень», автор сценария и режиссер Алексей Мизгирев, «Жестокость» Марины Любаковой и «Русалка» Анны Меликян. «Кремень» — картина энергичная и жесткая и очень убедительная. Ее сравнивают с «Братом», у них один и тот же продюсер. Думаю, у наших зрителей будет возможность познакомиться с ними на фестивале «Лiстапад». А еще одна очень качественная работа, которая была отмечена главными призами «Кинотавра», — «Простые вещи» Алексея Попогребского. Она уже шла в Минске в рамках «Киноформата 4х4».

— А какие киноленты повлияли на вас как на творческую личность?

— Хорошие советские: «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Иваново детство», «Еще раз про любовь», «Я шагаю по Москве», «Мимино» и многие другие. По любимому фильму, как, наверное, и многие люди моего поколения, я выбирал профессию. И первый «подвиг» совершил в 5 лет, посмотрев «Молодую гвардию». Там Сергей Тюленин бросается наперерез лошадям, которые попали под бомбежку, повисает на вожжах и спасает людей в телеге. Мы жили в военном городке. Выхожу я из дому — и вдруг на меня несутся лошади с телегой солдата, который возит хлеб. Сорвались с привязи!.. И я встал посреди дороги, протянул руку, зажмурился и, как мне казалось, был готов вот–вот поймать их за поводья. Открыл глаза — лошади стоят надо мной, они на маленького ребенка не могут наступить. Вот то, что я не убежал и не струсил, дало мне повод гордиться собой... Возможно, я незнаком с какими–то шедеврами мирового кинематографа, но, думаю, мое нравственное образование не слишком пострадало от того, что я в свое время не увидел фильмы Феллини, Бергмана или Куросавы. Не думаю, что по их героям мы в то время сверяли бы свою жизнь. А старое, советское кино было качественным во всех отношениях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter