Иду в разрез

Рабочая поездка Григория Рапоты на Сахалин: в уникальном агрогородке, на угольном разрезе, за рулем гиганта БелАЗа

График пребывания Госсекретаря Союзного государства на Сахалине был плотным: посещение строящегося по белорусским технологиям аграрного комплекса под Южно–Сахалинском, Солнцевского угольного разреза, где работают знаменитые карьерные самосвалы, осмотр спортивно–туристического комплекса «Горный воздух» — гордости губернатора Олега Кожемяко...

В Солнцевском угольном разрезе Григорий Рапота не удержался — сел за руль гигантского самосвала
ФОТО ЕВГЕНИЯ ГУСЕВА / КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

Побывал Григорий Рапота и в мемориальном комплексе «Победа», главная экспозиция которого посвящена трагическим событиям окончания Второй мировой войны, осмотрел экспонаты краеведческого музея... А потом признался журналистам: на Сахалине впервые, этот регион ему по–человечески интересен, и больше всего его поразила та энергия, с которой работают сахалинцы над развитием края. Но главное все же: здесь на деле используются интеграционные преимущества Союзного государства. Впрочем, обо всем по порядку.

...От Москвы до Сахалина — без малого 10 тысяч километров. Современный «Боинг» преодолевает это расстояние за восемь с половиной часов. А вот долететь до Южно–Сахалинска напрямую из Минска не получится, увы. Самый быстрый маршрут, с учетом посадки в Хабаровске или Москве, растянется на 14 часов.
Во время своей рабочей поездки по Сахалину Григорий Рапота в сопровождении губернатора области Олега Кожемяко побывал на строительстве агрогородка под Южно-Сахалинском
ФОТО ОЛЬГА ГЕРАСИМЕНКО

Впрочем, не все можно отправить самолетом — как рассказал нам управляющий местным магазином белорусских товаров «Золушка», снабжающий жителей Южно–Сахалинска косметикой, льняными скатертями и прочим нужным в обиходе товаром, его фуры доходят сюда из Минска в среднем за 30 дней.

Этот неблизкий путь из Беларуси на Сахалин в свое время проделали и гигантские самосвалы марки «БелАЗ», которые сейчас успешно трудятся на разрезе в Углегорском районе области, и фронтальные погрузчики, закупленные сахалинцами у белорусов полтора года назад для уборки городских улиц. В России, кстати, подобная техника не производится. Очень скоро на улицах Южно–Сахалинска появятся и городские низкопольные автобусы производства Беларуси.

Сахалинская область активно сотрудничает с республикой – по итогам 2016 года объем взаимной торговли вырос в три раза (к уровню 2015 года) и достиг отметки в 390 млн рублей.

Повышенный интерес у жителей Сахалина вызывает сегодня строительство крупной молочно–товарной фермы с агрогородком на 50 домов в селе Раздольном Корсаковского района (это в 40 км от Южно–Сахалинска). Предприятие возводится под руководством белорусов и по их технологии. Ферма рассчитана на тысячу голов дойного стада, причем уже известно, что 600 коров голштинской породы будут завезены самолетом из Беларуси. Аграрный проект планируют ввести в эксплуатацию уже в этом году.

При выходе на проектную мощность предприятие будет ежегодно давать Сахалину более 7 тысяч тонн молока и 200 тонн мяса, что покроет потребности сахалинцев на 80–90 процентов (сегодня эта цифра в 2 раза меньше). Сахалинцы до сих пор привыкают к тому, что на прилавках магазинов стали появляться мясо и молоко местного производства. А ведь всего пару лет назад приходилось довольствоваться замороженной говядиной из Бразилии...

Во время своей рабочей поездки по Сахалину на объект заехал и Григорий Рапота. Внимательно осмотрел строящуюся ферму, заглянул в коттеджи будущих новоселов.

«Здорово, что Сахалин нашел надежных партнеров в Беларуси, — резюмировал Госсекретарь. — Почему сахалинцы выбрали именно белорусов? Они предложили современный комплексный подход: не по частям решать проблему, выращивая сначала одну корову, потом десять, затем возводить коровник, строить жилье, искать специалистов. В их предложении видна четкая перспектива с точки зрения и технологий, и социальной структуры».

Но есть серьезная проблема, о чем говорили в этой поездке и Госсекретарь Союзного государства, и губернатор Сахалинской области: острый дефицит кадров. Так сложилось, что на всю Сахалинскую область нет сегодня ни одного вуза, выпускающего дипломированных агрономов и ветеринаров. Лишь техникум механизации сельского хозяйства. Кстати, на медика здесь тоже не выучишься — приходится ехать на материк. Мы встретили в Южно–Сахалинске врача, получившего образование в Витебском мединституте. Но это единичные случаи. А можно ли решать проблему системно, используя в том числе преимущества Союзного государства? Как оказалось, белорусы готовы принять сахалинских абитуриентов, а пока использовать вариант дистанционного повышения квалификации.

А тем временем Олег Кожемяко в присутствии журналистов сделал официальное предложение белорусским специалистам: приезжайте! Интересной работой, жильем и достойной зарплатой обеспечим. К слову, она на Сахалине одна из самых высоких по России: по данным Сахалинстата, в 2016 году она в среднем за месяц составила 66 239 рублей.

Канатная дорога комплекса "Горный воздух" на Сахалине
ФОТО ОЛЬГА ГЕРАСИМЕНКО
...Полтора часа лету на вертолете — и вот уже Госсекретарю Союзного государства демонстрируют в деле гигантов белорусского агропрома на Солнцевском угольном разрезе. Директор предприятия Игорь Ковач с удовольствием проводит небольшую экскурсию по карьеру, поясняя: «БелАЗы» показывают хорошие результаты. Мотор стоит у них импортный, есть гидроусилитель руля. Управлять не сложнее, чем иномаркой. Не сразу, правда, привыкаешь к габаритам, но с помощью партнеров в Беларуси мы приобрели недавно учебный симулятор — будем проводить обучение наших водителей».

К разговору подключается и Олег Мисевра, председатель совета директоров «Восточной горнорудной компании». «Результат всегда зависит от двух составляющих: от людей и от техники, — поясняет Мисевра. — Люди у нас на Сахалине уникальные, мы этим гордимся. А техника уникальная — в Беларуси. Прибавьте к этому идеальное сочетание цены и качества! Сложив все эти факторы, мы для себя решили: идем и дальше с Беларусью и белорусскими машинами. Уже в ближайшее время закупим у них еще 15 единиц техники».

Григорий Рапота, уезжая, поделился впечатлениями: «Мне интересно было посмотреть на эту технику в работе. Поговорил на месте с инженерами, водителями. Они все дают высокую оценку белорусским машинам. Их устраивает и то, что БелАЗу удалось создать на месте дилерский центр». И добавил: «Я ведь до этого никогда не был в разрезе, видел его только со стороны и на картинке».

nikamir@yandex.ru
Ольга Герасименко
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?