Беларусь относится к самодостаточным странам по производству мяса. На каждого белоруса его приходится 121, а потребляется 91 килограмм

Идти на двух ногах

Беларусь относится к самодостаточным странам по производству мяса. На каждого белоруса его приходится 121, а потребляется 91 килограмм
Мнения экспертов и дискуссии на разных площадках форума еще раз убедили, насколько полезно хоть изредка посмотреть на себя со стороны. Факты и цифры красноречивы: Беларусь относится к самодостаточным странам по производству мяса. На каждого белоруса его приходится  121, а потребляется 91 килограмм. Здесь мы уступаем только США, Нидерландам и Канаде. Страна также в двадцатке стран — лидеров по экспорту этого вида продукции. За последние пять лет зарубежные поставки выросли на 23 процента. В январе—августе на внешние рынки продано 232,7 тысячи тонн на 509 миллионов долларов. А к 2020 году перед мясопереработчиками  стоит более сложная двуединая задача: на четверть увеличить экспорт, на столько же снизив себестоимость, продавая  продукцию с высокой добавленной стоимостью. 


Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид ЗАЯЦ

А ВОТ с этим у нас большие проблемы. В первом полугодии в тридцатке самых убыточных ОАО страны оказались пять мясокомбинатов: Борисовский, Минский, Бобруйский, Слуцкий и Оршанский. Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц требует от руководителей серьезно анализировать затраты, издержки и находить точки роста. Экспортировать, к примеру,  не полутуши, зацикливаясь на российском рынке, а искать возможности и в третьих странах, обеспечивая прибыльную работу. Но где эти новые перспективные для нас рынки?  Считается, что они давно поделены и все ниши заняты. Однако не все так бесперспективно.

Мир хочет мяса. Причем подъем спроса региональный представитель Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по Европе, СНГ и Центральной Азии Владимир Рахманин назвал беспрецедентным. А вот производство его, напротив, сильно замедлилось и вряд ли по итогам года вырастет более чем на 0,2 процента до 319,8 миллиона тонн. Несмотря на то что в США, ЕС, Бразилии, Индии, Мексике, Канаде и России ожидается рост производства, его сокращение в Китае и Австралии определяет общую тенденцию к снижению, отмечает эксперт. В этом контексте наша страна выглядит очень даже неплохо, ежегодно наращивая объемы. В 2015-м продали 321 тысячу тонн мяса и мясопродуктов более чем на 770 миллионов долларов. За восемь месяцев нынешнего года выручка уже достигла полумиллиарда долларов. Но проблема в том, что 97 процентов нашего экспорта приходится на Россию, а поставки вне стран ЕАЭС не дотягивают даже до одного процента. Не секрет и то, что в основном продаем свинину и мясо птицы. Хотя прекрасно знаем, что на мировых рынках, в том числе и российском, наиболее востребована говядина. 

Генеральный директор Национального союза производителей говядины России Роман Костюк подтверждает: говядины не хватает. По его оценкам, около 350—500 тысяч тонн в год. И объясняет, почему так сложилось. Сегодня в мире на одну молочную корову приходится пять-семь мясных, в США еще больше — девять-десять. В России это соотношение обратное: из общего поголовья численностью около 8,5 миллиона мясных чуть больше миллиона. Поэтому на внутреннем рынке специализированная говядина занимает всего 14 процентов,  а должна как минимум половину. Что Россия готова покупать в огромном количестве? Живой скот. Роман Костюк поясняет: формирование маточных стад, объемы покупки откормочными комплексами поголовья бычков  исчисляется десятками тысяч голов. Это рынок, который еще долго будет активным. И если Беларусь наладит широкий канал поставок маточного поголовья в Россию, цикл выхода таких предприятий на требуемый уровень составит 10—15 лет. Почему бы не воспользоваться возможностью заработать на этом?


Во время работы форума

Российский эксперт поделился своим видением развития нашего мясного скотоводства. Существуют два непересекающихся пути. Первый — мясное скотоводство американского типа. Это интенсивный, энергетический откорм для получения жирных высокомраморных стейков. Второй — европейская система откорма, позволяющая производить в большей степени постную говядину и всю тушу квалифицировать на постные куски в максимальном режиме. Но несмотря на высокий уровень мясного скотоводства, например, во Франции завоз высококачественных мясных отрубов из Ирландии, Исландии, Германии в эту страну с самым большим мясным стадом все равно существует. Кулинарные пристрастия наций тяготеют к традиционным отрубам, а собственное мясное скотоводство не может обеспечить нужный объем. Даже Америка импортирует из Канады и Бразилии качественные, дорогие отруба, а собственные, более простые, вывозит туда, где иная платежеспособность населения и другие вкусы. С учетом этого наша страна смогла бы легко диверсифицировать поставки в Европу, Россию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. 

В какой-то степени это отвечает и на наши вопросы по поводу экспорта в Россию свинины и мяса птицы. За 8 месяцев производство основных видов скота и птицы на убой в сельхозорганизациях здесь выросло до 6,6 миллиона тонн в живом весе, или на 7,4 процента. В лидерах свиноводство, объем производства которого подрос почти на 15 процентов, до 2,3 миллиона,  и птицеводство — до 3,7 миллиона тонн, или плюс 4 процента. Доля зарубежной свинины уже не превышает 11 процентов, а импорт птицы только за последний год  сократился почти наполовину.

На вопрос, возможно ли сокращение наших поставок мяса птицы в Россию в связи с намерениями РФ самой обеспечить внутренний рынок, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов отвечает так: во внешней торговле существуют парадоксы. Например, Канада и Дания — лидеры по производству свинины, но друг другу ее поставляют. То, что Россия уже почти полностью закрывает потребность в мясе птицы, не означает, что она не будет его импортировать. Она наращивает экспорт, и мы наращиваем его в РФ. По итогам восьми месяцев — на 60 процентов. И ничего, берут. Более того, соседний рынок пока остается для наших экспортеров мясной продукции премиальным. Но это пока. Минсельхозпрод требует искать новые рынки по всем азимутам.


Заместитель генерального директора Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), региональный представитель организации по странам Европы, СНГ и Центральной Азии Владимир РАХМАНИН

Серьезные подвижки уже есть. Хотя пока и небольшими партиями, но мы экспортируем продовольствие в 16 стран дальнего зарубежья. В начале следующего года планируется начать поставки говядины в Китай. Сейчас у нас работают специалисты главного государственного управления ветеринарной инспекции Китая, которые сертифицируют четыре мясокомбината: Брестский, Гродненский, Минский и Могилевский.

«Сертификация идет успешно. Думаю, что по ее итогам получим право в целом для девяти предприятий поставлять продукцию на китайский рынок, — утверждает министр Леонид Заяц. — Этот процесс небыстрый: пока пройдет сертификация, примут решения, заключат контракты. Поэтому, надеюсь, начнем поставки в начале следующего года». 

Мы рассчитываем поставлять в Поднебесную 17 тысяч тонн мясной продукции в год. Уровень потребления в этой огромной стране растет, а Беларусь уже зарекомендовала себя как поставщик качественной и недорогой продукции. Но надо хорошо знать национальные особенности потребления. Например, для меня стало новостью, что в Китае куриные лапки стоят дороже любимых нами грудок. Даже иностранные эксперты форума в отношении Поднебесной не смогли дать единого рецепта успешного и долгоиграющего входа на китайский рынок. Например, управляющий партнер  международной консалтинговой группы «Сивитта» в Беларуси Даниэль Крутцинна обратил внимание на то, что довольно лояльные требования Китая к своим производителям мяса не распространяются на импортируемую продукцию, для которой устанавливаются очень жесткие санитарные барьеры. Он считает, что самый лучший способ закрепиться на этом рынке — позиционировать свою продукцию в категории «люкс». Тем самым конкурировать через качество, а не цену.

Руководитель американской группы компаний Rastelli Foods Group, Inc. Энтони Растелли убежден, что смотреть надо по всем азимутам. А Владимир Рахманин напомнил участникам форума знаменитый лозунг Мао Цзэдуна: надо идти на двух ногах, то есть брать и ценой, и качеством.

И еще две принципиально важные вещи. Эксперты утверждают, что ни одна отрасль не может развиваться, пока не найден целевой рынок продаж. Сначала идут оценка рынка, маркетинг, знание и понимание целевой аудитории, и только потом под это формируется предложение. И второе — ни одна цивилизованная страна не обошлась без комплексной государственной поддержки отрасли, сконцентрированной на завоевании экспортных позиций.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter