Лугина: видим перспективу в сотрудничестве предприятий «Беллегпрома» с регионами России

Идти к цели строчка за строчкой

По итогам прошлого года предприятия концерна «Беллегпром» увеличили экспорт продукции почти на 20 процентов. В стоимостном выражении поставки на внешние рынки превысили 462 миллиона долларов. Белорусскую продукцию поставляли в 53 страны. В этом году с учетом непростой внешнеполитической ситуации ожидается сжатие рынков сбыта. Поэтому сейчас основная задача — диверсификация экспортных поставок и импортозамещение. Ведь в условиях санкционного давления предприятия отрасли сталкиваются с ограничениями в поставках ряда необходимых позиций. Какой выход из сложившейся ситуации видят в «Беллегпроме» — об этом в интервью «Р» рассказала председатель концерна Татьяна Лугина.

Адаптация к новым условиям

— Татьяна Алексеевна, предлагаю начать нашу беседу с традиционного вопроса о том, как сейчас работают предприятия концерна «Беллегпром».

— Самое главное, что все предприятия работают. И это, я считаю, в нынешних условиях — положительный момент. Ведь, безу­словно, все ограничительные меры отразились и на работе наших предприятий. Особенно тех, кто работает с критическим импортом. У них снизилась загрузка мощностей и, соответственно, не в полном объеме выполняются доведенные показатели. У нас критическим импортом считается химия, которая применяется в отделочных и прядильных производствах. Также полиамидные нити, которые не производятся на постсоветском пространстве, а только в Италии и Китае. Мы имели выстроенную логистику поставки такого вида продукции из Италии. Понятно, что сейчас переориентируемся на Китай. Но это требует времени для выстраивания цепочек поставки. Плюс ко всему надо проанализировать, как это отразится на себестоимости, например, тех же женских колготок.

В текущей ситуации все предприятия понимают, что стоит задача заместить рынок Украины, который в структуре экспорта занимал около 18 процентов. Замещение происходит. Хотелось бы, конечно, это делать более быстрыми темпами. Но одномоментно это сделать трудно. Мы в качестве приоритетных рассматриваем рынки России, Казахстана, Узбекистана, Армении и Азербайджана. Наряду с российским рынок Казахстана, к слову, может быть использован нашими производителями как достаточно емкий с точки зрения потребления. Есть над чем работать.

Безусловно, за март — апрель этого года будут потери объемных показателей, но мы ожидаем, что к концу мая ситуация выровняется. И будет четкое понимание, куда и в каких объемах мы будем поставлять нашу продукцию. Сейчас активно проводим маркетинговую работу. Организуем презентации всех предприятий легпрома страны как непосредственно в рамках деловых визитов бизнес-делегаций, так и онлайн. Даем максимальную информацию об ассортиментном перечне и возможностях предприятий. Такая работа проводится с федеральными округами России. На них мы делаем упор. Надо понимать, что в России товары легпрома выпускают в больших объемах и там огромная конкуренция. Мы видим перспективу в сотрудничестве с регионами от Урала до Владивостока. Не секрет, что сейчас там большое место занимают китайские товары. Но мы надеемся, что в свете последних событий и происходящих углубленных интеграционных процессов Беларуси и России нашим предприятиям станет проще работать на российском рынке, надеемся на введение различных преференций. Сегодня российский бизнес понимает, что строить отношения вдолгую с нашей страной более перспективно, чем даже рассчитывать на рынок Турции, Узбекистана или Китая. В нас стали видеть в долгосрочной перспективе более надежного партнера. Поэтому перед всеми предприятиями поставлена задача максимально сконцентрироваться на России. Безусловно, не останавливается работа по китайскому направлению. Этот рынок нами слабо освоен. Его можно завоевать только за счет преимущественных характеристик товара.


— Вы уже упомянули, что по итогам первого квартала ожидаете небольшое падение по показателям из-за непростой внешней ситуации. В этой связи какие принимаются меры по стабилизации экономической ситуации на предприятиях отрасли?

— На мой взгляд, сегодня самый действенный механизм по привлечению оборотных средств, которых по большей части предприятиям не хватает, — это Указ № 534, в его рамках предоставляется возможность привлекать кредитные ресурсы на льготных условиях при наличии экспортных контрактов. Наши предприятия активно пользуются этим ресурсом. Сегодня страна предлагает достаточно современный интересный инструмент оздоровления предприятий — Указ № 391.

Радует, что сегодня все банки, в том числе коммерческие, готовы при необходимости разговаривать с любым предприятием по отсрочке и рассрочке текущих обязательств по коммерческим кредитам. Лояльность банковской системы достаточно высокая.

Ставка — на внутренний резерв

— Какая работа проводится на предприятиях концерна в сфере импортозамещения и насколько оперативно можно заместить тот же выпадающий критический импорт?

— Хочу сказать, что по нашей отрасли глобально заместить критический импорт невозможно: основное сырье для волокон — хлопок, а второе важное — шерсть. У нас овцеводство не так развито. Радует, что в нашей стране сохранилась и развивается нефтехимическая промышленность, которая производит необходимое сырье и компоненты для нашей отрасли. Это большое подспорье нашим предприятиям.

Что касается импортозамещения. Мы делаем ставку на ткани. В этом плане большая работа проводится на предприятиях «Камволь» и «Моготекс». Актуален вопрос расширения ассортимента фурнитуры. У нас есть фурнитурный завод внутри системы. Предприятие специализируется на выпуске металлической фурнитуры и застежек для обуви. Сейчас руководителю поставлена задача отработать целесообразность налаживания производства молний для одежды. Простому обывателю может показаться мелочью, но это весьма чувствительная позиция по импорту, потому как в стране такую фурнитуру никто не производит. Практически всегда эту нишу закрывали Китай или Турция. Если наши расчеты покажут, что данное производство будет эффективным, то мы его будем развивать.

«Беллегпром» готов полностью закрыть потребности внутреннего рынка.

— Из-за санкций часть импортных брендов перестали работать на российском и частично на белорусском рынке. Готовы ли отечественные предприятия занять эту освободившуюся нишу?

— По тем позициям, которые мы выпускаем, — конечно, готовы. Наши мощности позволяют полностью закрыть бельевую группу. Я думаю, что и мы, и узбекские производители можем занять ниши тех, кто ушел по бельевому и верхнему трикотажу. У нас очень много фабрик, которые выпускают такой товар. По верхней одежде я также уверена, что часть закроем мы, часть — российские производители. И не надо сбрасывать со счетов Турцию. Что касается люксовых брендов, с уверенностью могу сказать, что в стране есть фирмы, которые могут поспорить с любым западным брендом в части дизайна, качества, цены и предоставленных коллекций. А масс-маркет с лихвой заменят наши и российские производители. Тут нет повода для переживания.

Важно держать планку

— Раз мы заговорили о брендах, не могу не спросить о проекте, который вы курируете, — «Первый». Как сейчас работает популярный магазин с президентским мерчем?

— Данный проект развивается. Причем очень успешно. Во время республиканского субботника мы презентовали новый ассортиментный ряд — кепки. Там будет четыре вида надписей. В ближайшее время произведем необходимый объем и будем пускать в реализацию. Есть в планах и развитие самой сети. Идем шаг за шагом. В мае готовим еще ряд новинок, но все секреты раскрывать не буду. Надо понимать, что с данным сегментом следует работать филигранно. Это должно быть стильно и качественно. Это не масс-маркет.


— И в заключение хотел спросить у вас как у председателя «Беллегпрома»: в условиях внешней турбулентности и непонятного поведения зарубежных брендов какой бы вы дали совет белорусским модникам?

— В непростых условиях я бы советовала выбирать качественные базовые вещи, изделия спокойной цветовой гаммы. Их с легкостью можно дополнять яркими трендовыми акцентами с учетом веяний моды. Наши предприятия производят много качественных и недорогих повседневных вещей, которые можно носить с удовольствием. Поэтому рекомендую обратить внимание на белорусские бренды.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter