Наступление в Идлибе продолжается

Идлиб: восполнение пробелов

В ООН обеспокоены ситуацией в сирийской провинции Идлиб. По заверениям функционеров организации, провинции угрожает гуманитарная катастрофа из-за военной операции, проводимой здесь правительственными войсками при поддержке ВВС России. Идлиб наравне с районами, занятыми формированиями сирийских курдов, остается последней крупной территорией, не подконтрольной официальному Дамаску. Именно в Идлибе сконцентрированы остатки оппозиционных сил, включая и нерелигиозные формирования, и исламских боевиков. 

Вопрос контроля над Идлибом не столько военный, сколько политический. Разгром этого последнего анклава организованного сопротивления правительству Асада будет означать поражение не только разношерстных сил сирийской оппозиции, но и стран Запада, многие годы работавших на устранение действующего сирийского президента. Однако перерастание радикального исламистского крыла оппозиции в «Исламское государство» изрядно подпортило образ противников Асада как «борцов с диктатурой» и вынудило считаться с сирийским правительством как с «меньшим из зол». Вторым фактором, переломившим ход кампании, стало активное военно-политическое вмешательство России и Ирана, при поддержке которых в сжатые сроки удалось очистить большую часть территории Сирии от оппозиционных формирований и боевиков.

Однако по мере сжатия территории, подконтрольной оппозиции и боевикам, возрастает внешнеполитическое давление на Дамаск и его союзников. Ведь окончательный военный разгром оппозиции может обессмыслить идею «межсирийских переговоров», с которой носятся западные миротворцы, а значит, лишить Запад возможности вмешиваться во внутренние дела Сирии. Безоговорочное сохранение у власти Башара Асада будет означать, что в геополитическом плане Сирия окончательно станет ближневосточным плацдармом для Москвы и Тегерана, чего на Западе допустить не хотят. Поэтому сохранение антиправительственного анклава остается для западных стран вопросом принципиальным, хотя военная кампания ими уже фактически проиграна. Тем не менее у ЕС и США существует множество иных механизмов давления на Россию и Иран, вынуждающих их быть более уступчивыми и откладывать окончательный победный рывок сирийских войск в Идлибе.

Окончательный разгром сирийской оппозиции в Идлибе наверняка вызовет новую волну беженцев, которой также очень боятся и в Европе, и в Турции. В ЕС еще помнят миграционный кризис 2015 года, политические последствия которого сказываются до сих пор в виде победного электорального шествия правых популистов и евроскептиков. Турция, согласившаяся выполнять роль буфера на пути мигрантов и осаживать их в фильтрационных лагерях на своей территории, в последнее время все больше тяготится этой функцией, особенно в свете ухудшающихся отношений Анкары со странами Запада. Нельзя исключать, что очередная волна беженцев, среди которых будет немало вооруженных экстремистов, побудит Турцию открыть шлюзы, чтобы пропустить эту волну дальше на запад. Поэтому Идлиб сегодня — это бомба с часовым механизмом, последствия от взрыва которой могут быть самыми драматичными и непредсказуемыми.

Между тем правительственные войска шаг за шагом теснят формирования вооруженной оппозиции, занимая новые города и населенные пункты. Еще в конце лета от неправительственных вооруженных формирований был полностью очищен юг Идлиба. Основная цель нынешней операции — взять под контроль стратегическую трассу Алеппо — Хама, связывающую север и юг Сирии и пока остающуюся перерезанной боевиками. 

Очередной год войны в Сирии подходит к концу. Учитывая расстановку сил, сложившуюся к настоящему времени, нельзя исключать, что следующий год станет для этого затянувшегося конфликта определяющим.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter