Источник: Знамя юности
Знамя юности

В Национальном художественном музее проходит выставка «Давид Якерсон. Графика. Скульптура»

Иди и смотри

Широта и смелость его художественных поисков до сих пор увлекает исследователей и искусствоведов. Новатор и традиционалист, один из самых видных деятелей УНОВИСа («Утвердители нового искусства») и едва ли не единственный представитель скульптурного супрематизма Давид Якерсон оставил после себя обширное наследие: от пленэрных зарисовок родного Витебска до причудливых скульптур, прославивших его далеко за пределами страны. К 125-летию со дня рождения мастера в Национальном художественном музее открылась выставка «Давид Якерсон. Графика. Скульптура», подготовленная вместе с Витебским областным краеведческим музеем.


Имя Якерсона связано в первую очередь с феноменом Витебской художественной школы. Возможно, он не так раскручен, как другие известные ее представители (Марк Шагал и Казимир Малевич), однако талант Якерсона, уверены музейщики, сложно пере­оценить. Потому что его искусство не укладывается в рамки одного творческого метода, рассказывает куратор выставки, заведующая отделом современного белорусского искусства Екатерина Изофатова:

– Это и орнаментальные композиции в стилистике ар-нуво, и эксперименты в духе кубизма и экспрессионизма, и новаторские супрематические произведения 1920-х, и фигурная скульптура 1930-х. Стилевое многообразие работ Якерсона наглядно показывает не только эволюцию мировоззрения самого мастера, но и бурные идеологические и художественные перемены, происходившие в искусстве первой половины XX столетия. Его творчество, как и его жизнь, – это зеркало времени.

Наследие периода витебского ренессанса в белорусских музейных собраниях сохранилось крайне скупо. Большинство шедевров членов УНОВИСа – гордость в основном зарубежных музеев и частных коллекционеров. Работы Давида Якерсона, хранящиеся в собрании Витебского областного краеведческого музея, – приятное исключение, продолжает Екатерина Изофатова:

– Я бы даже сказала, что это уникальное явление, особенно на фоне всех больших потерь наших художественных ценностей первой поло­вины ХХ века. На нашей выставке представлены более 100 графических работ и скульптур, а также архивные фотографии. Произведения мастера в коллекцию Витебского областного краеведческого музея передала его вдова Елена Кабищер-Якерсон. Она всю жизнь хранила работы, наброски и документы мужа.


К слову, с будущей супругой Давид Якерсон познакомился в мастерской у известного педагога Юделя Пэна: оба брали у него уроки живописи. В 1921 году молодые люди поженились и прожили вместе до самой смерти гра­фика в 1947-м. 

Эксперименты в духе кубизма и экспрессионизма, которые опередили время, можно увидеть в залах НХМ до 4 апреля. Позже работы художника-супрематиста вернутся в Витебск.

В ТЕМУ

Работы Давида Якерсона и его коллег по Витебскому народному художественному училищу в свое время послужили развитию суп­рематических идей в искусстве. 

leonovich@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter