Иди и смотри

Утром 22 июня 1941 года, без объявления войны, на СССР вероломно напали сотрудники особых отделов НКВД.
Утром 22 июня 1941 года, без объявления войны, на СССР вероломно напали сотрудники особых отделов НКВД. С ними в основном и воевала Красная Армия. Были еще какие–то фашисты, но они играли малозаметную роль, лишь изредка отвлекая воюющие стороны от основного противоборства. Вот к таким неожиданным выводам приведет несведущего человека современный кинематограф.

Лет 10 назад я наивно полагал, что действительно болезненная тема противостояния особистов и фронтовиков, с их взаимным презрением, тотальными подозрениями и несправедливыми обвинениями была блестяще раскрыта фильмом «Анкор, еще анкор!» режиссера Тодоровского. Им же и закрыта: добавлять, казалось бы, нечего. Но вышло иначе: злобный особист в образе хорошо упитанной «тыловой крысы» превратился в обязательного персонажа почти всех фильмов о войне, а сцена расстрела своих своими же — в эдакую модную штучку, которую обязательно нужно прикрутить к любому сценарию. Как хеппи–энд в голливудских фильмах. Причем эта мода коснулась даже экранизаций литературных произведений, в которых ведомство Берии вовсе не упоминается. Скажем, в сериале «Караван PQ–17» у его создателей вышло невольное (или сознательное?) сравнение гитлеровской тайной полиции и советской госбезопасности. Причем там гестаповцы расстреляли немецкого подводника за дело — он умышленно выводил из строя гирокомпас лодки, а вот сотрудники НКВД порешили двух женщин–грузчиц на всякий случай — чтоб не болтали. Думается, покойному Валентину Пикулю, автору книги о караване PQ–17, вряд ли пришлась бы по душе столь вольная трактовка его произведения. Хотя что говорить об ушедшем писателе, если и живых свидетелей той войны мало слушают.

В те годы, может, и постреляли бы. А сегодня старый больной фронтовик никак не перекричит молодых здоровых киношников, которые упрямо талдычат зрителю, будто не было у наших солдат страшнее врага, чем офицеры в фуражках с красным околышем. Вот и белорусский фильм «На безымянной высоте» не избежал этой темы, и неплохой сериал «Курсанты» отдал дань моде... Военная картина без упоминания особых отделов уже воспринимается как некий вызов современным кинотрадициям. К примеру, «Звезда» по повести Эммануила Казакевича. Я робко рассчитывал, что и четырехсерийный «Диверсант» окажется столь же авангардным. Вроде тоже про разведчиков... Куда там! Пару раз по–быстрому сползав в немецкий тыл, остальное время ленты разведчики привычно ходят под трибуналом, сидят в камере или проводят время на допросах. Отечественная война выступает тут в роли, пардон, «задника» — декорации, на фоне которой разворачиваются главные, по мысли создателей, события того времени.

Вот в чем суть. Если бы беда заключалась лишь в безвкусице или отсутствии чувства меры, можно было бы слегка пожурить кинематографистов в избитости темы. Но ведь избиение зрителя этой темой если и не преследует цели вызвать у него частичную амнезию, то все равно ведет к тому, что скоро не каждый вспомнит, с кем и за что велась та война. Я еще питаю слабую надежду, что в год юбилея Победы появится–таки настоящее кино, где нам наконец напомнят, как изощрен и опасен был реальный враг, как тяжеленно брался верх над ним. А каждого любителя «разоблачений» ткнуть бы в такую картину носом: иди и смотри. Если в свое время не понял Элема Климова.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter