Утром 22 июня 1941 года, без объявления войны, на СССР вероломно напали сотрудники особых отделов НКВД. С ними в основном и воевала Красная Армия. Были еще какие–то фашисты, но они играли малозаметную роль, лишь изредка отвлекая воюющие стороны от основного противоборства. Вот к таким неожиданным выводам приведет несведущего человека современный кинематограф.
Лет 10 назад я наивно полагал, что действительно болезненная тема противостояния особистов и фронтовиков, с их взаимным презрением, тотальными подозрениями и несправедливыми обвинениями была блестяще раскрыта фильмом «Анкор, еще анкор!» режиссера Тодоровского. Им же и закрыта: добавлять, казалось бы, нечего. Но вышло иначе: злобный особист в образе хорошо упитанной «тыловой крысы» превратился в обязательного персонажа почти всех фильмов о войне, а сцена расстрела своих своими же — в эдакую модную штучку, которую обязательно нужно прикрутить к любому сценарию. Как хеппи–энд в голливудских фильмах. Причем эта мода коснулась даже экранизаций литературных произведений, в которых ведомство Берии вовсе не упоминается. Скажем, в сериале «Караван PQ–17» у его создателей вышло невольное (или сознательное?) сравнение гитлеровской тайной полиции и советской госбезопасности. Причем там гестаповцы расстреляли немецкого подводника за дело — он умышленно выводил из строя гирокомпас лодки, а вот сотрудники НКВД порешили двух женщин–грузчиц на всякий случай — чтоб не болтали. Думается, покойному Валентину Пикулю, автору книги о караване PQ–17, вряд ли пришлась бы по душе столь вольная трактовка его произведения. Хотя что говорить об ушедшем писателе, если и живых свидетелей той войны мало слушают.
В те годы, может, и постреляли бы. А сегодня старый больной фронтовик никак не перекричит молодых здоровых киношников, которые упрямо талдычат зрителю, будто не было у наших солдат страшнее врага, чем офицеры в фуражках с красным околышем. Вот и белорусский фильм «На безымянной высоте» не избежал этой темы, и неплохой сериал «Курсанты» отдал дань моде... Военная картина без упоминания особых отделов уже воспринимается как некий вызов современным кинотрадициям. К примеру, «Звезда» по повести Эммануила Казакевича. Я робко рассчитывал, что и четырехсерийный «Диверсант» окажется столь же авангардным. Вроде тоже про разведчиков... Куда там! Пару раз по–быстрому сползав в немецкий тыл, остальное время ленты разведчики привычно ходят под трибуналом, сидят в камере или проводят время на допросах. Отечественная война выступает тут в роли, пардон, «задника» — декорации, на фоне которой разворачиваются главные, по мысли создателей, события того времени.
Вот в чем суть. Если бы беда заключалась лишь в безвкусице или отсутствии чувства меры, можно было бы слегка пожурить кинематографистов в избитости темы. Но ведь избиение зрителя этой темой если и не преследует цели вызвать у него частичную амнезию, то все равно ведет к тому, что скоро не каждый вспомнит, с кем и за что велась та война. Я еще питаю слабую надежду, что в год юбилея Победы появится–таки настоящее кино, где нам наконец напомнят, как изощрен и опасен был реальный враг, как тяжеленно брался верх над ним. А каждого любителя «разоблачений» ткнуть бы в такую картину носом: иди и смотри. Если в свое время не понял Элема Климова.
Иди и смотри
Утром 22 июня 1941 года, без объявления войны, на СССР вероломно напали сотрудники особых отделов НКВД.