Иди и смотри

Когда эти слова услышат посетители музея истории религии?
Когда эти слова услышат посетители музея истории религии?

Единственный в стране музей истории религии расположен в Гродно. Но вот уже почти десять лет его двери для посетителей закрыты — идет ремонт здания. Только что строители закончили ремонтировать первый объект — хранилище фондов, там с разрешения дирекции и побывал собкор «СБ».

Экспонаты на колесах

В Советском Союзе было всего четыре музея атеизма и истории религии (так они тогда назывались) — в Ленинграде, Вильнюсе, Львове и Гродно. По–разному сложились их судьбы. Гродненские экспозиции размещались тогда в закрытом монастыре, потом переехали «через стенку», в соседний дом. После эпохи перестройки политической и экономической музей неожиданно угодил... в перестройку строительную. Предприятие, затеявшее ремонт здания — памятника культуры, превратило его в долгострой, а потом и само развалилось. Выставочный зал принимал посетителей всего три года, до 1998–го. А затем большое помещение отдали под хранилище.

И тогда музей пошел, что называется, в народ. Выездные выставки до сих пор проводятся в детских садах, школах, колледжах, вузах. Но уже через полтора–два года все вернется на улицу Замковую. Там оборудуют два зала, откроют концертную площадку, а в тихом и уютном старом дворике появятся кофейня, клумбы, фонтан... Пока же тут хозяйничают строители. Хранилище они оборудовали хорошо, но как–то тесновато здесь. «Теперь вынуждены использовать каждый метр площади, даже в коридоре, — как бы извиняется главный хранитель фондов музея Анна Лясковская. — Вот откроются выставочные залы, тогда переместим основную часть экспонатов туда».

Икона со змеей

В коллекции музея много различных предметов, но иконы особенно ценимы. Анна Лясковская показывает мне очень необычную. С одной стороны — изображение Богоматери с младенцем, с другой — клубок змей. Такой языческий символ характерен для XIV века. Интересуюсь: как удавалось отыскать столь редкие экспонаты? Оказалось, уникальная икона святой Анны Саматшеть, например, попала сюда случайно. Натянутый на доске закопченный и грязный холст поначалу не указывал на то, что это работа XVI века. Когда после предварительной реставрации стало появляться изображение, навели справки. Профессор Мария Коломайская прислала из Кракова фото такой же иконы, по нему и ориентировался реставратор. Кстати, подобная живопись с элементами раннего ренессанса в Беларуси редко где сохранилась.

А вот икону «Святое семейство», написанную монахом–доминиканцем Гилярием Хаецким в 1630–е годы, музей купил у коллекционера. За другие экспонаты тоже приходилось отдавать немалые деньги, кое–что перепало от таможенного конфиската, часть экспозиции пополнялась после научных экспедиций по заброшенным храмам. «Случалось, что в 70 — 80–е годы звонили незнакомые люди и говорили: мол, в поле лежит интересная вещь, посмотрите, может, пригодится», — вспоминает Анна Лясковская и проводит в помещение, где стоят и лежат скульптуры.

Рукомойнику — восемь веков

Скульптуру из дерева «Христос скорбящий» сотрудники музея подобрали в стогу соломы, еще одну похожую нашли возле кочегарки. А колонну с ангелом обнаружили на кладбище. Впечатляют и фигуры святых Станислава и Казимира — покровителей Речи Посполитой. Ученые установили, что эти деревянные композиции относятся к концу XVI — началу XVII века. Еще один редкий экспонат — акваманил. Бронзовому сосуду–рукомойнику в виде всадника, полагают историки, не менее 800 лет, и такой раритет увидишь не в каждом музее. Раньше он находился в Вильнюсе, а около 20 лет назад его вернули на родину, в Гродно.

Идем дальше. От увиденного в хранилище уже глаза разбегаются. С позволения Анны Казимировны легонько дотрагиваюсь рукой до старинной одежды ксендза, вставка в ней пошита из слуцкого пояса с синим «богдановичским» васильком. Богата и коллекция литургических тканей, начиная с XVII века. Бережно хранятся рушники из всех уголков Беларуси. Много что расскажут мугиры — изречения из Корана на бумаге, фольге, вышивке. Есть здесь и старинные книги, в том числе рукописная — белорусских татар.

А еще — светские наряды разных времен, народные костюмы, монеты, керамика, фарфоровые статуэтки, пасхальные яйца и даже довоенные советские плакаты. Не сомневаюсь, будет что посмотреть в новых залах музея. Хорошо бы скорее...

Любопытно

В хранилище музея с экспонатов не сдувают пылинки — это автоматически делает новая система пылеудаления, благодаря увлажнителям и кондиционерам поддерживается нужная температура.

Справка «СБ»

Гродненский государственный музей истории религии расположен в здании XVIII века, принадлежавшем магнатскому роду. Ныне в хранилище находятся 78 тысяч 894 предмета.

Фото Ярослава ВАНЮКЕВИЧА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter