Идея на миллиард?

О работе экономики в первом полугодии

Вчера Правительство анализировало работу экономики в первом полугодии. В цифрах картина получилась довольно привлекательная. Однако, насколько я понял, вряд ли растущий ВВП даст кому–либо из госуправленцев возможность удовлетворенно откинуться на спинку рабочего кресла. От министерств и концернов требуется пакет качественных прорывных идей.


Благодаря высокой планке, установленной перед Совмином в этом году, а также хорошей экономической конъюнктуре основные показатели первого полугодия более чем достойные. Валовой внутренний продукт прибавил 10,4 процента, промышленное производство — 13 процентов, инвестиции в основной капитал — 23,9... В актив правительственных экономистов, безусловно, следует записать и невысокий — по сравнению с соседними странами — уровень инфляции. Потребительские цены в январе — июне выросли на 7,3 процента. Конечно, изменение продуктовых ценников и тарифов на жилищно–коммунальные услуги оказалось ощутимым для населения. Однако Правительству удалось совладать с последствиями удорожания нефти и глобального продовольственного бума. Для сравнения: в России инфляция в первом полугодии составила 8,7 процента, в Украине цены увеличились на 15,5 процента...


И все же, несмотря на приятную макрокартину в экономике, накопилось немало вопросов, которые требуют оперативных и творческих ответов. Вчера Премьер–министр Сергей Сидорский призывал подчиненных к «мозговому штурму». В ближайшее время в Правительстве должен быть сформирован пакет креативных экономических предложений.


Поразмыслить действительно есть над чем. Мое внимание, например, «зацепили» некоторые фрагменты вчерашнего доклада первого вице–премьера Владимира Семашко. Говоря об инвестициях, он обозначил такую проблему: хотя Беларусь стремится войти в топ–30 стран с лучшим инвестиционным климатом, доля прямых иностранных вложений в экономику все еще низкая. При этом из 617 миллионов долларов, поступивших в страну извне, едва ли не половина была направлена на «обслуживание коммерческой деятельности». Говоря проще, иностранные инвесторы не вкладывали деньги в развитие заводов и бывших колхозов, а покупали аудиторские, маркетинговые, консалтинговые услуги... Здесь есть некоторый конфликт интересов. Перед Правительством стоит вполне определенная задача: привлекая иностранный капитал, модернизировать прежде всего производственную сферу. Но, с другой стороны, нельзя ли обратить минус в плюс? Раз информация о ситуации на белорусском рынке и его сегментах востребована за рубежом (а с развитием в стране фондового рынка интерес инвесторов будет расти в геометрической прогрессии), то почему бы не стимулировать развитие в стране такого бизнеса, как консалтинг? Эта сфера не является ни энергоемкой, ни материалоемкой, и в то же время есть возможность создать тысячи новых рабочих мест для высококвалифицированных, хорошо оплачиваемых специалистов...


Еще один срез нашей экономической жизни. Едва ли не каждый месяц на лентах информагентств появляются новости о том, что белорусские производители удобрений заключили новые контракты на выгодных условиях. Цены на внешних рынках динамично растут. По данным таможенной статистики, в первом полугодии Беларусь экспортировала удобрений более чем на 1,7 миллиарда долларов. Львиную долю в этой сумме занимает калий. Разумеется, значительная часть полученной прибыли инвестируется в увеличение добычи сырья. Но остаются и свободные средства. Почему бы не диверсифицировать бизнес? Возможно, хрестоматийный пример «МакДональдса», который, продавая гамбургеры, скупает лучшую в мире недвижимость, достоин творческого осмысления. Вкладывать можно и в хайтек, и в нефтепереработку, и в бурно развивающийся аграрный сектор.


К слову, нашему АПК также есть над чем поразмыслить. Говоря об экспорте продовольствия, обычно подразумеваем поставки на внешние рынки молочных и мясных товаров. Однако если просмотреть статистику российского импорта за январь — май, то можно обнаружить любопытный факт. За пять месяцев в Россию было ввезено на 1,5 миллиарда долларов овощей. А экспорт этой группы товаров из Беларуси за полгода составил всего 23 миллиона долларов...


В общем, перед каждой отраслью открывается необъятное поле для креатива...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter