Идея и ее двигатели

Кочка зрения Сергея КАНАШИЦА

Лично я сейчас с трудом себе это представляю. Моделирую ситуацию 20–летней давности на наши дни и невольно улыбаюсь. Ну вот представьте. Подхожу я, скажем, к спортивному корреспонденту БЕЛТА Сереге Вишневскому и говорю: «Слушай, старик, а не замутить ли нам спортивный еженедельник, а? Новый, модный, популярный. Понимаешь, хочется свежего веяния, ветра перемен, а то забронзовели ведь уже все вокруг, как раз наше время пришло». Прямо вижу его округляющиеся от удивления глаза. Серега наверняка в задумчивости почешет голову, неторопливо взвешивая все «за» и «против», и ответит: «Ты что, сдурел?! У меня жена, дети. Двое. Мне домой надо. В магазин. Не, не могу, извини...»


16 января 1991 года вышел первый номер газеты «Прессбол», лучшего спортивного издания на просторах нашей страны. Это удивительная история, почти сказочная. Молодой и горячий тогда сотрудник БЕЛТА, а ныне редактор «Прессбола» Владимир Бережков смело ввязался в идею основать газету (и тоже ведь у него к тому времени была жена и сын был), и вместе с соратниками — главой Ассоциации спортивной прессы Александром Борисевичем, заместителем редактора «Физкультурника Белоруссии» Дмитрием Беленьким, другими мастодонтами спортивной журналистики — они сделали это. И закрутилось колесо. Я вырос на этих авторах и на этой газете, читая ее с первого номера, не пропустив ни единого. Я ел каждую их строчку с хрустом, как вафельный рожок, а многие материалы до сих пор могу пересказать почти дословно. Выход «Прессбола» предопределил мою судьбу и, думаю, не только мою. Я рад, что осуществил мечту и три года, как службе в армии, отдал этой газете, вырос на ее плодородной почве.


Но знаете, что интересно? Сейчас расскажу. Оказывается, «Советская Белоруссия» и «Прессбол» совсем не чужие. Нет, конечно, не потому, что теперь я работаю в «СБ», хотя мне тоже радостно быть неким таким мостиком. Дело тут глубже. Владимир Бережков родился, когда его отец, известный журналист Петр Иосифович, работал на должности ответственного секретаря «Советской Белоруссии». Позже Бережков–старший возглавил БЕЛТА, но на этом связь не прекращается. В становлении Владимира Бережкова как журналиста важную роль сыграл, как вы думаете, кто? Павел Якубович. Павел Изотович работал тогда в «Знаменке». Вот что об этом говорит сам Бережков в интервью газете «МК»:


— Шишек на первых порах набил немало. Вот, пожалуй, самый горький и поучительный момент. Якубович отправил в командировку в Брест написать репортаж о местной команде «Динамо». Провел там два дня, след в след ходил за игроками, узнал много интересного. Командировку венчал матч, который проходил откровенно блекло. За 90 минут ни одного момента. А под занавес еще и ливень пошел. Финального свистка так и не дождался — спешил на поезд. Приехал в Минск. Написал материал. На следующий день после его выхода радостный звоню Якубовичу, чтобы получить очередное задание. А тот как зарычит в трубку: жду тебя «с ремнем». Оказалось, на 92–й минуте брестчане забили гол. А у меня в материале — ничья. Это была тяжелейшая ситуация, виновника следовало казнить, но Павел Изотович, высказав все, что обо мне думает... поддержал. Та непростительная неряшливость служит мне немым укором до сих пор, получил урок на всю жизнь. Теперь даже то, что вижу сам, перепроверяю.


После, учась на журфаке, Владимир Бережков писал заметки в «Советскую Белоруссию», в «Знамя юности», пока не устроился в БЕЛТА. Там вышли его громкие разоблачительные статьи отнюдь не на спортивную тематику. Так что к моменту основания «Прессбола» он был хоть и молодым, но уже известным журналистом. Да и товарищи подобрались из того же теста. Разве могло у них не получиться?


По мне, «Прессбол» тех времен, начала — середины 1990–х, — это как команда молодости, как для многих минское «Динамо» 1982 года, чемпион СССР. Это непроходящая ностальгия, еще более горькая от понимания того, что такой больше не будет. Никогда.


«Прессбол» отмотал два десятка лет и здорово изменился за это время. Он не стал лучше или хуже, он просто стал другим. Стал другим вместе с нами и со стремительно бегущим временем, оно ведь тоже не лучше и не хуже, чем было. Это неизбежно. Как неизбежен к констатации факт, что «Прессбол» на рынке белорусской прессы (не только спортивной) давно стал фигурой очень заметной. Об этом вам скажут все, кто любит эту газету и кто ее терпеть не может. Я — люблю. Как любят альма–матер благодарные студенты.


С праздничком!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter