Идет обычная работа...

Почему лишаются лицензии фирмы и центры, хорошо известные и широко рекламировавшие свои услуги?
Почему лишаются лицензии фирмы и центры, хорошо известные и широко рекламировавшие свои услуги? Чтобы расставить точки над «i», корреспондент «СБ» обратилась в Министерство здравоохранения, которое на протяжении более чем 10 лет не только выдает лицензии, но и контролирует деятельность лицензиатов.

О деятельности Минздрава как лицензирующего органа рассказывает начальник управления по лицензированию Светлана ГОНЧАРИК.

— Министерство здравоохранения лицензирует деятельность, связанную с жизнью и здоровьем наших граждан. Неудивительно, что лицензионные требования и условия к соискателям лицензий и к лицензиатам достаточно высоки. И мы, как и любой лицензирующий орган, постоянно контролируем, как соблюдаются установленные правила. В настоящее время на территории Беларуси действуют 3.183 лицензии, выданные Минздравом на медицинскую деятельность, 503 — на фармацевтическую и 556 — на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. За шесть месяцев 2005 года проверено более 500 лицензиатов как государственной, так и частной формы собственности. По результатам проверок, проведенных Минздравом, управлениями здравоохранения облисполкомов, комитетом по здравоохранению Мингорисполкома, Комитетом государственного контроля, налоговыми и другими контролирующими органами, вынесено более 300 предписаний об устранении нарушений. Коллегия Минздрава аннулировала 23 лицензии на медицинскую деятельность и 20 — на фармацевтическую. Например, лицензии аннулированы у таких субъектов хозяйствования, как ООО «Алыкель», ООО «Институт красоты», УП «Аквамед», ЛДЧУП «Оптимед», ООО «Медлюкс», ТПЧУП «Бэгданж», ЗАО «Фарммаркет», СП ООО «Нордин», СП «Экомедсервис–Инвест» ООО и у ряда других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

— В каких случаях в отношении лицензиатов принимается самое радикальное решение?

— Если в ходе проверок установлены грубые нарушения лицензионных требований и условий. Их перечень оговорен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров. Это — смена адреса осуществления медицинской деятельности без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию; изменение заявленных площадей и помещений без представления в Минздрав необходимых документов; использование медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, методик лечения и диагностики, не зарегистрированных и не разрешенных для медицинского применения в Беларуси; препятствие деятельности контролирующих органов, отсутствие в штате требуемых специалистов.

— Светлана Андреевна, расскажите, пожалуйста, что значит «требуемых специалистов»?

— Дело в том, что Положение о лицензировании медицинской деятельности в дополнение к уже имеющимся требованиям (высшее и (или) среднее медицинское образование и соответствующая специальная подготовка) ввело дополнительное условие — обязательное наличие у врачей первой или высшей квалификационной категории, у среднего медицинского персонала — любой категории. В феврале 2004 года эта норма рассматривалась Конституционным Судом на соответствие Конституции Республики Беларусь и Закону «О здравоохранении» и была признана соответствующей закону. Однако понимая, что лицензиатам, получившим лицензии ранее, необходим некий переходный период, Минздрав в конце февраля издал информационное письмо, которое предоставляло возможность до 1 декабря 2004 года решить вопрос с внеочередным получением квалификационных категорий всем тем специалистам, кто их не имел. Для этого на республиканском уровне были образованы специальные квалификационные комиссии. И необходимо отметить, что на их заседаниях рассматривались преимущественно документы лицензиатов частной формы собственности.

— Все ли воспользовались этим правом?

— К сожалению, нет. Как правило, это выясняется сегодня при проведении проверок. Автоматически заменив до 1 мая 2004 года лицензии на новые бланки, отдельные лицензиаты до сих пор сетуют на незнание нового законодательства о лицензировании. И это — по истечении двух лет с момента принятия Декрета Президента «О лицензировании отдельных видов деятельности», полутора лет — с тех пор, как вышло Постановление Совета Министров, которое утвердило Положение о лицензировании видов деятельности, лицензии на которые выдает Минздрав. Некоторые же продолжают работать по старинке, по–видимому, считая лицензионные требования и условия «простой формальностью». Но ведь все акты законодательства публиковались и широко освещались в средствах массовой информации, и у всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей была возможность с ними ознакомиться, принять к сведению и выполнить. Что, в принципе, и было сделано законопослушным большинством. А меньшинству следует обижаться только на самих себя.

— Нельзя ли было вначале применить более мягкое наказание?

— Нет. Пункт 30 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом Президента N 17, однозначно, без какой–либо альтернативы, установил, что в случае выявления в течение календарного года грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных лицензирующих требований и условий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании. Конечно, предусмотрены и иные меры к нарушителям: вынесение предписания сроком до шести месяцев, приостановление действия лицензии до одного месяца. Однако применяются они тогда, когда выявленные нарушения не являются грубыми — например, если речь идет о недостатках в ведении документации.

— Светлана Андреевна, не могли бы вы прояснить ситуацию относительно СП «Экомедсервис–Инвест» ООО и СП ООО «Нордин»?

— Напомню, что это только два лицензиата из 23, которым в 2005 году были аннулированы лицензии на медицинскую деятельность. Причины те же, о которых я сказала выше: грубые нарушения лицензионных требований и условий, в частности, отсутствие требуемых специалистов (у СП «Экомедсервис–Инвест» ООО — по кардиологии, психотерапии, массажу, у СП ООО «Нордин» — по психотерапии). Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения пункта 17 Положения о лицензировании, утвержденного декретом Президента, которое обязывает лицензиата в случае изменения сведений, указанных в лицензии, в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения в нее изменений. Ни СП «Экомедсервис–Инвест» ООО, ни СП ООО «Нордин» этого не сделали, хотя в течение длительного времени не осуществляли ряд работ и услуг.

— Теперь оба медицинских центра обжалуют решение Минздрава в суде. Ваше мнение?

— Это нормальная практика любого правового государства. Данное право прямо оговорено Положением о лицензировании, утвержденным декретом Президента. И СП «Экомедсервис–Инвест» ООО и СП ООО «Нордин» — не единственные, кто им воспользовался. Например, в прошлом году рассматривалось 3 аналогичных дела, и во всех случаях действия Минздрава были признаны судом законными и обоснованными.

— А что будет с сотрудниками этих центров?

— Никаких проблем в решении данного вопроса нет. У большинства врачей (в СП «Экомедсервис–Инвест» ООО — у 50 % сотрудников, в СП ООО «Нордин» — у 70 %) основное место работы — государственные лечебные учреждения, медицинские учреждения образования и научно–исследовательские организации системы Минздрава. Работа в медицинских центрах была для них работой по совместительству. Кроме того, при том дефиците кадров, который есть в государственном здравоохранении начиная с первичного звена, никаких проблем с трудоустройством как врачей, так и среднего медицинского персонала не будет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter