Идеология не терпит суеты

Об идеологической работе написаны горы. Только складывается у меня впечатление, что практические руководства имеют зачастую сугубо теоретическое применение.
Об идеологической работе написаны горы. Только складывается у меня впечатление, что практические руководства имеют зачастую сугубо теоретическое применение. По одной причине: бывая в районах и наблюдая за работой идеологических отделов и управлений исполкомов, поневоле приходишь к неутешительному выводу — работа с людьми порой подменяется имитацией кипучей деятельности. Вроде кипит вода, но она холодная...

...Недавно был в командировке в среднестатистическом, как говорят, районе. Поинтересовался методикой составления плана идеологической работы на ближайший месяц. Прямо скажу, все это выглядит «технологично». Сотрудник отдела быстренько «пробежался» по областному плану, заменил у себя слова «область» на «район», «председатель облисполкома» на «председатель райисполкома», «выступление на областном радио» на «выступление на районном радио». И удовлетворенно набрал свое произведение на компьютере. На это обращаю особое внимание: современная оргтехника ничуть не прибавила новизны и фантазии!

В течение 15 минут стало ясно, чем будут заниматься идеологи района в ближайшее время. На мой вопрос: но какой толк может дать это примитивное калькирование? — ответа не последовало. Зато посмотрели так, будто в светском обществе я произнес нечто неприличное. Что ж, так сегодня работают многие...

В другом райисполкоме завел речь о подборе кадров в идеологический отдел. Уверен был, что для работы с людьми ищут здесь знающих, толковых людей. Услышанное же шокировало. Мне откровенно сказали, что «когда поступила команда создавать идеологические отделы, в их состав набрали тех, кто оказался под рукой».

В том, что это так, убедился в разговоре со специалистом отдела идеологической работы райисполкома Татьяной Орловской. Не смогла мне сказать Татьяна даже, что означает, по ее мнению, само понятие «идеология». Только улыбалась да смущалась. На просьбу же рассказать о самом главном в своей работе назвала организацию единых дней информирования, проработку прессы, организацию подписных кампаний и... получение материалов БЕЛТА по электронной почте. Все. Свою «застенчивость» Татьяна Петровна оправдывала тем, что недавно работает в отделе. До этого трудилась в загсе. А когда ее должность сократили, то Орловской предложили место в райисполкоме. Куда, кстати, она сама не рвалась...

— Зря она про это рассказала, — улыбнулся начальник отдела идеологической работы исполкома Виталий Титов. — Будем надеяться, что через год она снова будет работать в загсе. А в нашем отделе опыта поднаберется, людей лучше узнает.

В общем, получается, что человеку нашли должность, дабы была возможность «пересидеть», подождать вакансий. Работник не оказался выброшенным на улицу? Это хорошо. Но не стыкуется данная бюрократическая гуманность с требованием Президента подбирать идеологические кадры из числа наиболее подготовленных, умеющих убедить человека и словом, и делом. Скажем, остановит Татьяну Орловскую кто–нибудь из жителей ее города на улице, задаст вопрос, а та растеряется и ответить не сможет. Не хочу, как говорится, сгущать краски, но доверие к власти вообще и к идеологической работе в частности может быть подорвано.

Читатели могут спросить, почему не назван конкретный город и исполком? А зачем? Разве дело только в том, чтобы придать этому факту масштаб и патетически потребовать «наказания виновных?» Это, по–моему, в данном случае была бы своего рода тоже журналистская имитация анализа большой и очень серьезной проблемы. Ведь дело не в каком–то конкретном «проколе», а в том, чтобы изжить в идеологической работе формализм, начетничество, ту самую неискоренимую привычку к имитации... Ведь как получается? В идеологической «вертикали» сегодня трудится немало людей компетентных, увлеченных, имеющих вкус к этой работе. Тот же руководитель отдела исполкома Виталий Титов — опытнейший идеолог. И образованный человек, и психолог хороший, и оратор. Мне была по душе его откровенность: Титов считает, что и сам он, при всех отмеченных выше достоинствах, не до конца готов к работе в современных условиях. Аудитория изменилась, у молодежи много потребностей, «голые» лозунги никого не интересуют. А что самое важное в работе? Виталий Александрович, возможно и субъективно, самой действенной формой считает собрание. Но не то, на которое в «добровольно–принудительном» порядке сгоняют рабочих или служащих. Наоборот, считает Титов, нужно идти к ним. В районе созданы специальные группы, которые ездят по самым отдаленным деревням и встречаются с крестьянами. Причем не только рассказывают о каких–то глобальных вопросах, но и вникают в проблемы, которыми живет каждый, стараются помочь. Что–то получается, что–то еще не очень. Но это — процесс...

Мы долго разговаривали с Виталием Титовым. В чем–то соглашались, кое–что дискутировали. Идеологическая работа в итоге сводится к «работе с людьми». Правильно! Но парадокс: при этом отдельный человек порой остается как бы «за рамками». Да, с недавнего времени в районе ликвидировали задержки с выплатой зарплаты. А теперь представьте себе ситуацию: приезжает на единый день информирования докладчик из области и рассказывает людям об успехах в выполнении плана социально–экономического развития региона за последний месяц (квартал, год). В глазах людей, не получивших вовремя зарплату, такой бодрый рапорт выглядит как издевательство. Одни грустно посмеются над услышанным, другие зададут выступающему резонный вопрос: если все в районе так хорошо, то почему у нас (на заводе, в колхозе, в учреждении) так плохо? Вряд ли заезжий чиновник сможет ответить что–нибудь, кроме общих фраз. А вот если бы разговор шел предметный, если бы разбирались все проблемы коллектива, то и людей можно было бы заинтересовать, да и заставить задуматься о своей роли в общем результате.

Кстати, об эффективности. По дороге в Могилев остановился в деревне Вишов и прямо на улице стал опрашивать местных жителей. Хотел узнать, что им известно о работе районных идеологов. Половина опрошенных, оказалось, вообще не знает о существовании идеологической «вертикали»... Но тут же, в Вишове, в конторе СПК «Колхоз «Родина» увидел вывешенные списки учащихся местной школы, над которой шефствует хозяйство. Напротив каждой фамилии стояли полученные за последние дни оценки. А на некоторых ребят были даны и характеристики преподавателей. Вот, например, одна девчонка подтянулась по математике, а у паренька резко ухудшилось поведение... Мелочь? Конечно, над такой нехитрой деревенской самодеятельностью можно и поострить. Но мне, по зрелому размышлению, патриархальная «самодеятельность» показалась действенной и гласной попыткой найти в воспитательной работе что–то свое, инициативное. Ведь идеология это всегда творчество. Поскольку складывается, как хорошая мозаика, из отдельных, ярких стеклышек. А не из пустой, пусть и красивой говорильни...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter