Каким должно быть правовое поле в социальных сетях?

Идентификация ника

Сегодня будущее государства, сохранение его суверенитета во многом зависят от информационной защищенности. Мир “без границ”, но и порой без моральных принципов во многом формируют популярные источники новостей — интернет, социальные сети, мессенджеры. По мнению главы МВД Игоря Шуневича, передает БЕЛТА, любая социальная деятельность должна происходить по определенным правилам, если этих правил нет, то происходит анархия, безвластие и уничижение прав, свобод и личности гражданина: “Давайте признаемся, интернет сейчас — это зона абсолютно безответственного поведения, высказываний, мнений, оскорблений, распространения клеветы, совершения конкретных уголовных преступлений, административных правонарушений. За каждый поступок человек должен отвечать, особенно когда он нарушает чьи-то права, интересы. Исходя из этого, полагаю целесообразным, правильным и своевременным решение вопроса об идентификации участников этого процесса. Это дисциплинирует тех людей, которые сегодня не знают ни прав, ни границ, ни условностей, морали, принципов. Вседозволенности в какой-то степени будет поставлен барьер”. Каким должно быть правовое поле в интернете? Об этом рассуждают наши эксперты.
stockfresh.com

Без права на беспорядок


Алексей ДЗЕРМАНТ,
философ, публицист

Социальные сети, форумы, комментарии под материалами журналистов — это не какая-то отдельная особая сфера, где не должно действовать право. Наоборот, право должно присутствовать там, где наиболее активно развиваются общественные отношения, пусть даже в форме бурных обсуждений и горячих дискуссий. Социальные сети, мессенджеры — это  новые формы коммуникации, но именно на эти новые формы должны распространяться нормы морали и права, принятые в нашем обществе.

Особенно это касается права, ведь если клевета, оскорбления или лживые сведения, порочащие деловую репутацию гражданина или организации воспроизведены в виртуальном пространстве, от этого они не становятся оправданными и существующими вне правового поля. А это значит, что внимание к подобного рода проявлениям в социальных сетях не просто не должно уменьшаться, оно должно усиливаться. Особенно по мере того как наша коммуникация все больше уходит в интернет. Поэтому вполне оправданными будут меры правового и оперативного характера, направленные на недопущение фейков, кампаний по дискредитации граждан, юридических лиц и государственных учреждений. Это необходимо и для того, чтобы не стать полем информационной войны, когда различные влиятельные силы извне могут специально “раскачивать” белорусское общество, нагнетая противостояние внутри него.

Арсенал информационного противоборства известен — манипуляция фактами, создание образа врага, разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, дискредитация государства. Но, чтобы с этим всем справиться, нужны адекватные ответные меры. Причем в первую очередь правовые. Например, определить в законе, что такое “фейк”, какая ответственность может наступить за его создание и распространение.

Есть и еще более насущные задачи. Скажем, в соцсетях порой совершенно безнаказанно распространяются экстремистские материалы и символика. Для Беларуси это очень актуальная тема, поскольку явно назрела необходимость расширить перечень экстремистской символики, включив туда символы и знаки коллаборационистских формирований, неонацистских организаций. Сегодня всего этого в национальном сегменте соцсетей хвататет с избытком.

Один из недавних случаев — использование фигуры коллаборанта, эсесовца Франца Кушеля в рекламе одной из известных белорусских компаний, производящих алкогольную продукцию.

Конечно, одних изменений в законодательство мало, нужны механизмы и инструменты предотвращения этого. Необходима четкая и работающая система. Это и закон, отвечающий требованиям времени и изменившейся обстановке. И серьезная аналитическая работа по выявлению организованных информационных кампаний, основанных на клевете и фейках. И полномочия государственных органов, ответственных за обеспечение информационной безопасности и реализацию государственной политики в информационной сфере. Только совокупность мер может принести успех и не позволит государству потерять контроль над этой сферой.

И не надо бояться делать решительные шаги. Безусловно, нужно учитывать мировой опыт, но использовать и применять только тот, что работает на наш национальный интерес, а не на интерес внешних акторов, стремящихся найти ключики к общественному сознанию белорусов, чтобы загрузить его своими ценностями и установками. В этом смысле самым передовым опытом, как показала практика, обладает, например, Китай. Это касается не только технологических аспектов, но и правовых, организационных. Информационный суверенитет — это то, к чему надо относиться очень серьезно, потому как последствия иного отношения неизбежно отразятся на стабильности внутриполитической обстановки в стране.

Приоритет медиа-грамотности


Вадим МОЖЕЙКО,
эксперт ОО “Дискуссионно-аналитическое сообщество “Либеральный клуб”

Беларусь — далеко не единственная страна, которая столкнулась с потоком ложных новостей и некорректных сообщений в социальных сетях. Стремительный рост популярности соцсетей и мессенджеров в последние годы по всему миру обгоняет традиционные рамки национального регулирования медиапространства. Если раньше было ясно, кто ответственен за некорректное сообщение, а СМИ были профессиональными, то сегодня каждый сам себе СМИ: можно писать в соцсетях всё что угодно, и не утруждать себя ни проверкой фактов, ни выдерживанием нейтральной позиции. Зачастую такие ложные сообщения в социальных сетях могут распространяться и из-за границы, когда отследить источник и разобраться с его мотивами куда сложнее.

Однако отмечая вызовы, с которыми сталкивается общество в цифровую эпоху, важно не забывать и о преимуществах, которые мы получили с развитием социальных сетей. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что мы порой уже и не замечаем их позитивного эффекта — он стал неотъемлемой частью нормы.

В первую очередь это возможность свободного и быстрого обмена информацией. Да, в любых разговорах людей — будь то в трамвае, на лавочке во дворе или в Одноклассниках — информация может искажаться и фальсифицироваться (намеренно или нет). Однако теперь любые новости просто разносятся быстрее и доходят до большего числа людей. Неизбежно, что в такой же степени это касается слухов, домыслов и разных фейков. Но так же быстро и эффективно распространяется и действительно важная информация: например, экстренные сообщения в случае ЧП (от дорожной аварии до урагана); объявления об инициативе соседей, местного сообщества собраться вместе и благоустроить двор или парк (то, что в белорусской традиции называется “работа толокой”); наконец, объявления о совместном поиске пропавших детей или котиков.

Помимо того, что это важный канал общения для простых людей, такие сообщения в социальных сетях могут быть отличным источником информации для местной власти о ситуации на территории, за которую она отвечает. Сбором данных по подобному методу уже занимается система 115.бел.

Сталкивается ли 115.бел с ложными сообщениями, необоснованной критикой? Безусловно. Однако использование соцсетей, прямой связи с гражданами, — это важное преимущество для чиновников на местах. Необходимо пользоваться ими для улучшения работы, быстрого реагирования на проблемы и нужды людей. А некоторая часть непроверенной, ошибочной информации — неизбежное зло. Борясь с ним, важно не зарегулировать социальные сети до такой степени, что люди будут бояться искренне писать там критические сообщения о проблемах — ведь никто не может быть на 100% уверен, что видел полную картину и нигде не ошибся.

А вот что действительно необходимо — так это содействовать развитию медиаграмотности. Сегодня в социальных сетях в частности и в интернете в целом люди сталкиваются с огромным потоком информации, и многие не умеют отличить обман, манипуляцию и пропаганду от настоящих новостей из заслуживающих доверия источников. Невозможно полностью оградить белорусов от такого негативного информационного воздействия, которое происходит в том числе и извне страны. Однако можно научить людей самостоятельно бороться с этой проблемой в каждом конкретном случае: отличать ложные вбросы от настоящих фактов.

Началом может стать разработка курса медиаграмотности как минимум для школ. Но в целом такое образование было бы полезно для всех поколений. Если мы станем по-настоящему медиаграмотной нацией, то это будет нашим мощным оружием в борьбе с дезинформацией в социальных сетях.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter