Побывали на белорусском предприятии, где делают союзную хлебоуборочную технику

Идем своим ходом

Первое, что поражает на комбайностроительном заводе «Гомсельмаш», — масштабы. Пытаюсь охватить взглядом бесконечные цеха, уходящие куда-то за горизонт, и не могу. Невольно ловлю себя на мысли: а что, если бы на месте этого промышленного гиганта сегодня стоял какой-нибудь модный ТЦ или паркинг? Ведь такое вполне могло случиться, когда после распада СССР рушились предприятия, все бросились продавать и покупать.

Около 60 мощных белорусских сельхозмашин планирует в этом году закупить Башкортостан.

Делюсь этой мыслью со своим гидом — первым заместителем директора центра продаж и сервиса по Российской Федерации Дмитрием Данцовым.

— Разные были времена, — говорит Дмитрий Николаевич. — Хватало и критиков, которые не понимали, зачем стране такое большое производство, если все можно купить за границей. И где сейчас эти критики? А мы свою задачу выполняем.

На сборочном конвейере идем вдоль стройного ряда комбайнов, уже почти готовых отправиться по своим «рабочим» адресам, в том числе и к российским хлеборобам. Около 60 мощных машин планирует в этом году закупить Башкортостан. Совсем недавно делегация во главе с лидером республики Радием Хабировым посетила «Гомсельмаш», наметили новые горизонты сотрудничества.

— Это край, где нас давно знают, — рассказывает Дмитрий Данцов. — И традиция уже сложилась — каждый год приезжать к нам на производство, чтобы посмотреть на процесс изготовления машин от литейки и до сборки. Ну а дальше были бы деньги и заявки, а продукцию мы поставим.

С гордостью добавляет, что в этом году в Башкирию впервые уйдут и два «президентских» комбайна. Модель GS2124 создавалась по поручению Главы белорусского государства и уже успела вывести один из экипажей в «шеститысячники». Но не намолотом единым, как говорится. Есть и другая выгода.

— Возьмем, к примеру, Алтай. Там не так много населения, а соответственно, и кадров на селе. Так что проще: купить несколько машин поменьше и искать для каждого механизатора или обойтись одним экипажем? Вот там и посчитали, что в большом комбайне — большая выгода.

Глядя на сверкающий свежей краской и большими панорамными окнами суперкомбайн, представляю, какими бедными родственниками на его фоне выглядели бы старые, еще из моего детства, «Нивы» и «Доны». Тогда механизаторы после смены почти без сил покидали тесную, раскаленную от жары кабину. Сейчас в том же GS2124 можно не только работать — жить: три бортовых компьютера, кондиционер, мини-холодильник, микроволновка. Даже ходовые части смазывает автоматика, а не сам комбайнер со шприцем в руках. Те, кто успел опробовать белорусскую новинку в полях, уверяют, что она способна импортозаменить даже хваленую немецкую сельхозтехнику. Да и с обслуживанием, запчастями проблем куда меньше.

На выходе из сборочно-сдаточного цеха испытываю журналистское дежавю. Еще недавно, в ноябре 2022‑го, на этом самом месте Премьер-министр Беларуси рассуждал в интервью о ситуации с «Ростсельмашем». Уже не секрет, что с недавних пор, когда обострилась проблема с импортозамещением, гомельчане поставляют в Ростов ряд запчастей. Роман Головченко назвал тогда предприятия давними «друзьями-соперниками» и отметил, что белорусы не стали наживаться на этой теме. Уточняю у Дмитрия Данцова: так теперь друзья или еще соперники?

— Прямыми конкурентами мы, безусловно, были, — не скрывает Дмитрий Николаевич. — Только сейчас нам делить нечего. А вот помочь союзникам — другое дело. Беларусь ведь гораздо раньше России вплотную занялась вопросами импортозамещения, и такой подход себя оправдал. Сейчас, например, поставляем в Ростов мостокомплекты. В прошлом году заключили контракт на 400 единиц, в этом предполагаем сделать еще около 600.

И добавляет для понимания сегодняшних партнерских отношений несколько штрихов из былого:

— Ростсельмаш сейчас, конечно, попал в сложную ситуацию. Они ведь даже пластмассу — и ту в Болгарии закупали. Но зато на импортных комплектующих в годы активной конкуренции соответствовали всем критериям на рынке России. Мы же закупали недостающие комплектующие в самой России, но почему-то при этом критериям страны — производителя этих деталей не соответствовали...

Старожилы помнят, сколько копий раньше ломалось в конкурентной борьбе. Бизнес долго перевешивал на символических весах реальную интеграцию.

— Конечно, ограничительные меры есть в любом государстве, — объясняет нюансы экономической реальности Дмитрий Данцов. — Но раньше барьеров было гораздо больше. Сейчас есть понимание, что ситуация меняется. Подписываются документы, убирающие различные ограничения. В некоторых регионах России, к примеру, раньше субсидировали только закупку своей техники, а сейчас под субсидии попадаем и мы.

Будучи на предприятии, я не мог не поинтересоваться и судьбой некогда грандиозного проекта, который много лет назад анонсировали СМИ Беларуси и России. Так называемый союзный комбайн должен был стать символом промышленной интеграции. Дмитрий Николаевич вспоминает, чем тогда завершилась эта история:

— Честно? Так сразу и не скажу, что стало с проектом. Но идея в любом случае воплотилась даже в каком-то роде глубже. Ведь у нас каждый комбайн, по сути, союзный. В белорусских машинах ярославские моторы и другие комплектующие, в российских вот теперь мосты, коробки передач. Десятки предприятий потеряют заказы, исчезни вдруг хоть наше, хоть брянское, хоть ростовское производство. А в Брянске оно у нас и вовсе уже давно совместное.

Покидая предприятие с почти столетней историей, вспомнил, что первый белорусский зерноуборочный комбайн здесь сделали сравнительно недавно — в середине 1990‑х. Пока диванные эксперты рассуждали о «балласте старых советских предприятий», наши машиностроители всего за каких-то пару десятков лет так рванули вперед, что и зарубежные конкуренты могут позавидовать.

boyarchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter