Женщин и мужчин от алкоголизма лечат по-разному

Идем на понижение градуса

Уж сколько ни даем мы пьянству бой, но алкогольная зависимость, увы, сохраняет лидирующие позиции в списке медико‑социальных проблем современности. По данным ВОЗ, в мире из‑за употребления спиртного ежегодно умирает около 3 млн человек. На начало года в Беларуси на учете у наркологов с алкогольной зависимостью состояло около 160 тысяч человек. Конечно, тех, кто здесь не знает меры, гораздо больше, люди просто не обращаются к специалистам. Между тем подходы к лечению в последнее время значительно поменялись. Заведующий отделом наркологии ­РНПЦ психического здоровья кандидат медицинских наук, доцент Владимир Максимчук рассказал о новых методах борьбы с недугом.

Фото носит иллюстративный характер.

Сложность алкоголизма в том, что эта зависимость и психологическая, и физиологическая. Обычно начинается все безобидно: человеку нравится проводить время в компании с друзьями выпивая. Со временем увлечение может перерасти в проблему, когда без принятия дозы алкоголя чувствуется тревожность, а то и похмельный синдром. Если для нормального начала дня нужно выпить, это уже явный признак зависимости. К сожалению, один из частых ее симптомов — отрицание, что проблема имеется. А ведь осознание — уже половина решения. Совершенно точно можно сказать: если сам человек не захочет лечиться, ни одна самая современная методика ему не поможет.

Лечить — по‑новому!

Главное отличие современного лечения алкогольной зависимости от того, которое практиковалось еще несколько десятилетий назад, — комплексный подход. Если раньше медики старались лишь ликвидировать тягу к пагубному пристрастию, то теперь врачи еще и стабилизируют весь организм, отравленный длительными возлияниями. Ведь зачастую налицо проблемы со многими органами, осложняется течение хронических заболеваний. Не зря считается, что люди с алкогольной зависимостью живут в среднем на 20 лет меньше, чем непьющие. 

Обязательным стало не только медикаментозное лечение, но и психотерапевтическое, а также оказание социальной помощи после реабилитации. Изменились даже штатные нормативы: вместе с психиатрами‑наркологами с пациентами занимаются психотерапевты, психологи и социальные работники. Мало вывести человека из состояния зависимости, нужно еще и помочь ему социализироваться, устроиться на работу, восстановить документы, если нужно. Так меньше шансов на рецидив. К примеру, в прошлом году по всей стране в связи с выздоровлением было снято с наркологического учета более 12 тысяч пациентов…

Владимир Максимчук

Кстати, благодаря развитию фармакологии и применению различных психотерапевтических методик длительность лечения в стационарных условиях удалось сократить почти вдвое, сейчас оно в среднем занимает 2 — 3 недели. Сенсибилизаторы, транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики — в каждом случае врач индивидуально решает, какой именно класс препаратов необходим. Замечено: если применять только медикаменты, бросают пить после выписки из стационара около 7 процентов пациентов, еще 15 процентов не выпивают, когда дополнительно применяются различные психотерапевтические методики, хороший результат дают имплантационные методы (так называемые подшивки).
В 2013 — 2018 годах у нас проводилось исследование среди молодежи до 30 лет. Выяснилось, что 28 процентов придерживаются здорового образа жизни, который полностью исключает употребление алкоголя. 41 процент молодых людей выпивает только по особым поводам, почти 11 процентов употребляют алкоголь часто, а вот 20 процентам вообще пить нельзя, потому что именно под воздействием алкоголя они становятся агрессивными, дерутся и совершают другие противоправные действия. 

От акупунктуры до лазера

Немаловажную роль играет и вспомогательная терапия. Сюда можно отнести и обычное иглоукалывание, и электроакупунктуру, и физиолечение. Воздействие микротоком на определенные биологически активные точки и лазером значительно снижает тягу к алкоголю. Если пациент сам хочет избавиться от зависимости, прибегать можно даже к народным средствам. К примеру, отвар полыни, баранца или чемерицы вызывает отвращение к спиртному. Кто‑то применяет и апитерапию — лечение продуктами пчеловодства. В самостоятельном лечении главное не навредить. 

Около 70 процентов пациентов завязывают после кодирования. Вообще, именно психотерапии в лечении алкоголизма сейчас уделяют повышенное внимание. Существует множество специальных методик, обучающих больных навыкам преодоления соблазнов, нормального общения, построения внутрисемейных отношений, нормализации профессиональной и социальной деятельности. Если раньше врачи довольно скептически относились к духовно ориентированным методам лечения, то теперь уже видно: группы поддержки способствуют выздоровлению. К примеру, движение анонимных алкоголиков с программой «12 шагов». Многих пациентов после лечения в стационаре ориентируют на подобные занятия на базе наркодиспансеров. Кстати, есть группы поддержки и для родственников, потому что порой они просто не знают, как себя вести с человеком, который находится на стадии избавления от зависимости. 

Некоторые пациенты считают, что после лечения можно иногда выпить, однако официальная медицина категорична: только абсолютная трезвость! 
У нас существенно снизилось потребление абсолютного алкоголя на душу населения: по данным Белстата, если в 2014 году было 9,4 литра, то в 2018‑м — 8,4.
ВОПРОС РЕБРОМ

Женский алкоголизм хуже?

Около 35 тысяч из всех пациентов, состоящих на наркологическом диспансерном учете, — женщины. И их доля растет. Женщины теперь имеют хорошо оплачиваемую работу, могут обеспечивать и себя, и семью, принимают большинство решений: ответственности стало больше, а со стрессами справляться получается не у всех. К слову, женский алкоголизм имеет своеобразную клиническую картину. Из‑за отличий в строении организма, уровня гормонов, характера нервной системы подходы к лечению меняются. Если говорить о медикаментозной терапии, то мужчинам, оказывается, больше подходят такие препараты, как тетурам, которые делают употребление алкоголя крайне неприятным, вызывая в сочетании с ним тошноту и общее недомогание. А женщинам в силу их эмоциональности лучше идут транквилизаторы.

К тому же женский алкоголизм развивается быстрее: там, где мужчине требуется 10 — 15 лет, женщине нередко хватает 3 — 5, при этом негативные последствия более выражены. У многих на первых этапах зависимость протекает скрытно. Женщина выпивает дома одна или в узком кругу «единомышленниц». Вначале это никак не сказывается на поведении, а потому долгое время проблему не замечают ни родственники, ни друзья. А вот когда уже изменяется характер, появляются истеричность, агрессия, все удивляются: почему зависимость наступила так быстро?

osokina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter