Идем дальше!

10 лет назад Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор о создании Союзного государства. Ратифицирован он, как известно, был уже при втором Президенте России — Владимире Путине. Вчера в Кремле, там же, где принимался исторический документ, Президент Беларуси уже вместе с Дмитрием Медведевым подводил промежуточные итоги белорусско–российской интеграции...

10 лет назад Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор о создании Союзного государства. Ратифицирован он, как известно, был уже при втором Президенте России — Владимире Путине. Вчера в Кремле, там же, где принимался исторический документ, Президент Беларуси уже вместе с Дмитрием Медведевым подводил промежуточные итоги белорусско–российской интеграции. Лучшим доказательством работоспособности Союзного государства, на мой взгляд, стало то, что юбилейный Высший Госсовет не превратился в символическое мероприятие. Руководители двух стран приняли серьезные решения, касающиеся экономического и военно–технического сотрудничества.


...Пока президенты встречались один на один, я пытался подсчитать, сколько же раз они в этом году виделись. Мои подсчеты остановились на цифре 10, начиная с первой встречи в феврале также в формате союзного Госсовета. Эта статистика очевидно опровергает штамп, который сегодня кочует из одной российской газеты в другую: мол, «Беларусь ушла на Запад» или в каком–то другом направлении. Это гораздо больше, чем четыре встречи с Виктором Ющенко или две с Сильвио Берлускони.


При этом вчерашние переговоры не были в уходящем году последними — на конец декабря намечен неформальный саммит Таможенного союза.


В Алматы президенты Беларуси, Казахстана и России намерены договориться о сроках создания Единого экономического пространства, в котором не только таможня у трех стран будет единая, но и условия ведения бизнеса, что, кроме всего прочего, предполагает одинаковые цены на энергоресурсы для предприятий. Сейчас россияне и казахстанцы имеют существенное конкурентное преимущество, поскольку белорусы вынуждены покупать нефть и газ по совсем другой цене. Одесситы в таких случаях повторяют присказку о двух больших разницах, вспомнил я...


В этот момент на глазах изумленных журналистов, томившихся в «предбаннике» зала Святой Екатерины, кремлевский гвардеец начал стягивать сапог с левой ноги. Кто–то предположил, что это нужно для самовара — есть такая русская традиция, — а значит, встреча затягивается. Догадка оказалась верной наполовину. Сапог быстро вернулся на место — кстати, никто не понял, что случилось, — а переговоры длились на четыре часа дольше запланированного.


В последнее время в белорусско–российских отношениях уже не раз было такое, что главы государств о чем–то важном договариваются, скрепляют это своими подписями или просто устным заявлением, а затем это что–то не выполняется министрами или чиновниками еще более низкого звена. «Сейчас нужно не просто принимать четкие и понятные решения, — считает наш Президент. — Мы должны их железно выполнять. Без чиновничьей волокиты».


Предыдущий — февральский ВГС был практически полностью посвящен экономическому кризису, который именно тогда, как показывает время, достиг своего пика. Был принят план совместных действий по минимизации его последствий. Увы, следует признать, выполнение этого обязательного документа идет со скрипом.


Если бы правительства двух стран действовали более энергично, столь резкого падения товарооборота, пожалуй, не случилось бы. Конечно, есть объективные причины, почему вместо прошлогодних 34 миллиардов долларов мы сегодня имеем 16,5 миллиарда. И кардинально увеличить этот показатель до конца года вряд ли удастся. Особенно тревожит отрицательное сальдо Беларуси в торговле с Россией. Оно уже перевалило за 7 миллиардов долларов!


Одна из главных статей импорта из союзной страны известна — нефть. Эта тема, кстати, не фигурировала в официальной повестке дня. Однако по истечении пяти с лишним часов переговоров Дмитрий Медведев рассказал, что «говорили о сотрудничестве в топливно–энергетической сфере». По его словам, дискуссии были «жесткими», обмен мнениями «эмоциональный», но в конечном итоге стороны пришли к «компромиссной развязке».


«Мы положительно ответили на различные обращения по поводу того, как должны строиться отношения по нефти, — несколько витиевато, но в принципе понятно высказался российский Президент по итогам многочасовых переговоров. — Приняты принципиальные решения, которые как минимум не создадут затруднения нашим белорусским партнерам».


В союзном договоре, который я недавно в связи с юбилеем специально перечитал, говорится о равных правах субъектов хозяйствования. Более того, для усиления этого пункта было подписано отдельное соглашение, но оно не действует — Беларусь покупает нефть в России с экспортной пошлиной.


«Достижение поставленных целей ведется поэтапно», — объясняется в декларации по случаю 10–й годовщины, которую вчера подписали главы государств. Приоритетом названо «дальнейшее укрепление экономического фундамента Союзного государства», на котором можно создавать «механизм его политического устройства».


Важны и другие сферы. «Практически решены вопросы по обеспечению равных прав белорусов в России и россиян в Беларуси на участие в хозяйственной деятельности, получении образования, медицинской помощи, приобретении недвижимости, трудоустройстве и оплате труда, свободе передвижения, выборе места пребывания и жительства, — напомнил вчера Александр Лукашенко, сделав акцент на том, что мы своим примером подтолкнули весь ход интеграции на постсоветском пространстве. — Уверен, что не будь опыта союзного строительства — не было бы и Таможенного союза». А по поводу дальнейшего развития этого проекта белорусский Президент высказал такое суждение: «Необходимо внимательно проанализировать и подготовить предложения по адаптации формата и функций союзных органов к работе в рамках Таможенного союза и на перспективу — в Едином экономическом пространстве». Мотивация очевидна: «чтобы организации не дублировали друг друга».


Все это были рабочие моменты. Тема юбилея по–настоящему была раскрыта только под конец вчерашнего мероприятия. Президенты вручили государственные награды наиболее отличившимся на ниве интеграции. Причем имена лауреатов до последнего момента хранились в секрете. А подводя некий промежуточный итог десятилетней истории союзного строительства, Александр Лукашенко заявил: «Оно отнюдь не исчерпало себя и у него есть очевидные перспективы». И после едва заметной паузы добавил: «Во всяком случае, так думают в Минске».


По окончании заседания ВГС Президенты ответили на вопросы журналистов.


Резюмируя восьмичасовые переговоры, Александр Лукашенко рассказал, что были очень подробно обсуждены вопросы топливно–энергетического комплекса, финансовые, военно–технические. Половину времени главы государств посвятили мерам по активизации торговли между нашими государствами. Дмитрий Медведев продолжил тему энергетики. Он напомнил о том, что действующий нефтяной контракт заканчивается и Беларусь с Россией договорились о схеме поставок нефтепродуктов и пошлинах до того момента, как начнет действовать единая таможенная территория.


«Много произошло за это время в белорусско–российских отношениях — было и хорошее, и плохое, — анализировал вчера Александр Лукашенко итог десятилетия. — К сожалению, многое осталось в планах... Но Союзное государство — это не химера, а реальное и наиболее продвинутое интеграционное образование на постсоветском пространстве».


Следующее заседание ВГС запланировано на лето. Высоких гостей примет Минск.


Москва — Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter