Руководитель Стартап-центра БГУ — о том, откуда студенческие стартапы берут деньги, какие идеи ищут крупные компании и куда идти с бизнес-идеей

Идеи высокого полета

Интерес к стартапам — мировая тенденция последних лет. Команды генерируют прорывные и амбициозные решения, касающиеся самых разных сфер жизни, и пытаются привлечь внимание инвесторов и собственников. БГУ держит руку на пульсе. 1 июля 2019 года в университете был создан собственный стартап-центр. Резидентство в нем дает возможность молодым людям научиться использовать методы построения бизнеса. Им предоставляют юридические, маркетинговые и консультационные услуги. А еще научные лаборатории для исследований, экспертную и менторскую поддержку, возможность участвовать в мероприятиях, ориентированных на потребности предпринимателей. Одним словом, все для достижения успеха. Корреспондент «Р» узнала подробности.

В cтартап-центре стараются уходить от классической начитки материала экспертами. Ей предпочитают более эффективную модель — систему резидентства.

Перенимая опыт

Университеты вносят вклад в развитие экономики, основанной на знаниях. Делают они это через коммерциализацию результатов научно-исследовательской деятельности и создания новых наукоемких предприятий. Соответствующую программу, в основе которой лежит модель предпринимательского университета, или «Университет 3.0», министерство образования развивает с 2018 года. Одним из этапов ее реализации в БГУ стало создание стартап-центра.

— Сначала мы запустили стартап-школы, чтобы найти ребят, которым будет интересно заниматься предпринимательством, создавать свои компании, —
вспоминает, с чего все начиналось, руководитель Стартап-центра БГУ Дмитрий Микулко. — Потом заключили партнерские соглашения с Обществом содействия инновационному бизнесу, чтобы создать методики, как правильно учить предпринимательству и как это делать эффективно, занимались развитием партнерской сети с представителями бизнес-сообщества и стартап-инфраструктуры. Мы изучали отчеты зарубежных центров, подобных нашему, ездили на стажировку в другие страны, пробовали внедрение различных моделей в своей деятельности.

В итоге пришли к выводу, что мы нужны, когда есть классные инициативные мозги, которые могут генерировать крутые идеи, но не хватает бюджетов, чтобы запустить это в бизнес. Поэтому работаем со своими проектами по принципу бережливого стартапа. Это теория американского предпринимателя Стива Бланка. Она основывается на том, что компании следует как можно раньше выйти из состояния «офисного стартапа в вакууме» и проверить свою бизнес-модель на реальных потребителях.

Вместо лекций — эффективная система резидентства

Цели понятны — коммерциализировать инновации и развивать молодежное предпринимательство. Как это сделать? Создатели Стартап-центра БГУ провели исследование многих инкубаторов и акселераторов мира, в том числе университетских. Изучив опыт развития предпринимательства с точки зрения построения инфраструктуры, специалисты нашли возможность переложить опыт на наши условия.

— Мы выделили два направления деятельности, — поясняет Дмитрий Микулко. — Первое — молодежь, то есть будущие фаундеры. Большинству акселераторов, как правило, не интересны стартапы, предлагающие теоретические решения или идеи без бизнес-модели. Наша задача — найти тех, кто хочет в будущем создать компанию, помочь им сформулировать идею, найти инвестора и довести до рынка или первой прибыли. Второе направление — работа непосредственно с учеными. Как часто происходит? Ученый создал крутую штуку, но далекую от бизнеса. Мы должны придумать, как совместить его инновацию с потребностями рынка.

В стартап-школе стараются уходить от классической начитки материала экспертами. Она малоэффективна, пусть даже все преподаватели здесь — это люди бизнеса. Как показывает практика, не обязательно ходить на лекции, когда таких образовательных программ по теории полно в интернете, причем в открытом доступе. Стартап-школа предпочла более эффективную модель — систему резидентства. Дмитрий Микулко — о том, как это работает:

— После определенных воронок отбора мы начинаем индивидуальную работу с проектами по принципу трекинга. То есть у проекта есть свои задачи, точки по метрикам, до которых они должны дойти. Мы подключаем свою экспертизу, партнерскую сеть и помогаем им достичь показателей, позволяющих либо создать устойчивую бизнес-модель, либо стать инвестиционно привлекательными.

Отбор резидентов в стартап-центр проводится на регулярной основе два раза в год с учетом уже достигнутых показателей и желания команды совершенствовать бизнес-навыки.

В БГУ хватает инициативных и перспективных ребят.
ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА
Сегодня в Стартап-центре БГУ реализуются десять молодежных бизнес-проектов. Среди прочих — инициативы пятикурсника биологического факультета Дмитрия Сандригайло, третьекурсника ФСК Артема Корбута, аспирантов экономического факультета Армана Алексаняна и Дианы Ковалевой, третьекурсника Института бизнеса Артема Лебедева, второкурсника и первокурсника ФПМИ Данилы Елисеева и Дмитрия Третьякова, а также сотрудника Студенческого городка БГУ Ильи Лемеца. В проектах внимание акцентируется на вопросах экологии, образования, ИТ-технологий, инженерии, пищевой отрасли и сферы услуг. Некоторые из них уже прошли через образовательные программы стартап-центра и показали определенное развитие.

— Проекты разные. От клининга комнат в общежитии и фреш-бара на базе одного из факультетов до создания 3D-принтеров и технологии восстановления экосистемы от нефтяных загрязнений, — обозначил спектр идей Дмитрий Микулко. — Если говорить о создании небольших 3D-принтеров, то это более научный проект. На данный момент как бизнес-проект не работает, то есть не приносит доход. Наша задача — сделать его инвестиционно привлекательным. Для этого необходимо доработать продукт, осуществить первые продажи, чтобы получить финансирование на масштабирование производства.

Еще два IT-проекта стартап-центра имеют все шансы на успех.

Это мобильное приложение Clod и мобильная игра DanceTok. Приложение уже прошло через акселератор и попало в стартап-студию, которая занимается доупаковкой проектов до инвестиционной стадии.

Стартап-центр БГУ взял под крыло проект «Landscape», завязанный на глубокой науке и при этом имеющий коммерческую составляющую. Это комплексный проект по восстановлению экосистем, загрязненных нефтепродуктами. Тема актуальная для НПЗ и сопутствующих компаний. Мы получаем полное восстановление биологического потенциала загрязненного участка с помощью специальных микроорганизмов. Данная технология подразумевает не только сбор, но и переработку собранных отходов с производством товарной продукции.

Разработка студентов БГУ: онлайн-приложение «Clod» по поиску и выбору одежды.

Выживает умнейший

Буквально на прошлой неделе в качестве резидентов экспертной комиссией Стартап-центра БГУ были отобраны два проекта. Один из них — мобильное приложение и веб-страница с электронным расписанием Timetable. Разработчиками проекта являются первокурсники факультетов механико-математического и прикладной математики и информатики Игорь Панченко и Алексей Ушков.

— Изначально ребята создавали приложение для личного пользования, затем поняли, что его можно довести до ума и внед-рить для всего университета. Со временем это можно будет завернуть в продукт, который будет интересен и другим учебным заведениям, — продолжает Дмитрий Микулко.

Ресурс поможет студентам оптимизировать учебное время. Авторизированный пользователь сможет следить за расписанием и его изменениями, датами экзаменов, записывать домашние задания и помечать уже выполненные работы, вести заметки по предметам, а также общаться с преподавателями в чатах. Приложение может синхронизироваться со всеми Android и iOS-устройствами.

Второй резидент нового (весеннего) набора стартап-центра — сервис «Цифровой юридический консультант». Сегодня работа в области аналогичных проектов активизировалась на государственном уровне в США, Великобритании, Франции, Италии, Новой Зеландии и других странах, создаются центры и лаборатории в области развития концепции машиночитаемого права.

Команда разработчиков «Цифрового юридического консультанта» состоит не только из студентов, но и из сотрудников юридического факультета. Вместе они разработали цифровую службу, которая предоставляет юридическую консультацию по конкретным правовым вопросам в автоматическом онлайн-режиме. В отличие от классических чат-ботов, онлайн-помощников и поисковиков сервис использует особую технологию поиска с применением искусственного интеллекта. Вместо того чтобы платить за консультацию личному юристу, ответ на интересующий правовой вопрос в будущем можно будет найти с помощью такого сервиса.

Дмитрий Микулко — о том, что резидентство в стартап-центре даст команде:

— Авторы смогут реализовать экспертизу проекта со стороны государственных органов и хозяйствующих субъектов, привлечь в проект дополнительные человеческие ресурсы и обеспечить их развитие через создание междисциплинарных студенческих рабочих групп.

Сегодня в Стартап-центре БГУ реализуются десять молодежных бизнес-проектов.
ФОТО СТАРТАП-ЦЕНТРА БГУ

Разговор заходит о будущем стартап-центра:

— В БГУ хватает инициативных и перспективных ребят. В этом году мы создали проект StartUp Space, который объединяет интересующихся предпринимательством студентов. Среди них находим потенциально успешные проекты для резидентства и начинаем потихонечку их продвигать. Пока не можем вести много проектов. Трекинг каждого занимает немало времени и требует большого штата сотрудников. Перед нами стоит задача отработать методики взаимодействия и довести до историй успеха несколько проектов. У первых резидентов уже есть прибыли, первые продажи и зарегистрированный бизнес. Следующий шаг — привлечение инвестиций.

Стартап-центр БГУ также планирует активнее развивать корпоративные акселераторы для решения проблем корпораций и предприятий за счет интеллектуального потенциала университета. Как это работает? Допустим, есть проблема. На ее решение компания готова выделить бюджет. Формируется набор команд, которые соревнуются между собой. Лучшее решение поставленной задачи финансируется компанией-заказчиком в виде призовых, а пилотный проект внедряется на производстве. Первый подобный проект сейчас реализует StartUp Space совместно с кондитерской фабрикой «Спартак». В нем приняли участие более 80 человек. Вскоре предприятие обещает удивить новыми конфетами, изготовленными по придуманной студентами технологии. Сотрудничество такого типа позволяет корпорациям получать хорошие инновации, а молодым ученым — дополнительный доход, варианты трудоустройства или историю создания успешного продукта в свой кейс.

Количество стартапов в ближайшие годы будет расти. И то, что на молодые перспективные проекты обращают внимание крупные игроки, это только подтверждает.

— Как сгенерировать такую идею, которая точно выстрелит? — интересуюсь напоследок.

— Бизнес можно сделать из всего, — резюмирует Дмитрий Микулко. — Вопрос в том, что создание и продвижение собственной компании отнимает много сил. Если вы занимаетесь не тем, что любите, то в какой-то момент просто перестанете это делать. Начиная строить бизнес (еще на этапе формулирования идеи), выбирайте ту сферу, которую любите, а уже потом ищите, как завернуть ее в востребованный продукт, как его позиционировать и по каким каналам продвигать.

gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter