Идеи ловят на лету

И это позволяет держать марку белорусскому автомобилестроению...

И это позволяет держать марку белорусскому автомобилестроению

Сразу две проблемы, стоящие перед горно-рудными компаниями, которые ведут добычу в открытых карьерах, побудили промышленников проявить живой интерес к белорусскому многозвенному автопоезду. Этот автомобиль принципиально нового класса, созданный Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси и ОАО «МАЗ», изначально предназначался для магистральных перевозок. В таком качестве его экспериментальный образец и испытывается. Но, как оказалось, концепция необычной машины очень удачно встраивается также и в новую схему добычи горных пород.

Специалисты подсчитали, что после того, как глубина карьеров достигает критического уровня, экономически оправданным становится не дальнейшее углубление рукотворного «кратера», а подземная добыча руды. Вывозить же породу на поверхность можно будет как раз с помощью многозвенных автопоездов, которые по габаритам больше подходят для подземных выработок, чем карьерные самосвалы, и обеспечивают приемлемую эффективность перевозок. Кроме того, и это уже вторая задача, такие поезда, выбравшись из-под земли, должны доставлять груз на обогатительные предприятия.

Для российской горно-рудной компании «АЛРОСА», у которой обогатительные фабрики находятся очень далеко от карьеров — в 200 километрах, такая задача актуальна уже сегодня. А когда начнется подземная добыча руды, то многозвенники окажутся к месту и в шахтах. Вот почему интерес к белорусской разработке в первую очередь проявили именно в Якутии. Вместе с коллегами из Сибирского отделения Российской академии наук белорусские ученые уже начали искать варианты решений, которые позволят на базе экспериментального многозвенного автопоезда создать машину, пригодную для перевозки руды по технологическим трассам Сибири на расстояние до 500 километров. Эта же машина должна будет в перспективе трудиться и в подземных выработках.

Эту и другие разработки ученые обсуждали на VI Белорусском конгрессе по теоретической и прикладной механике «Механика-2013», который состоялся в Минске. В работе форума приняли участие более 300 представителей науки, образования и производства из Беларуси, России, Украины, Грузии, Польши, Чехии, Канады и Сингапура. Обсуждались такие важные направления развития машиностроительной отрасли, как динамика, прочность, долговечность машин и конструкций, тенденции и перспективы развития современных транспортных и технических систем большой мощности, технологии создания новых материалов.

Например, глубокий интерес участников форума вызвали исследования в области гибридных приводов для перспективных автомобилей, которые параллельно ведутся учеными НАН Беларуси и МВТУ имени Н.Э. Баумана (Россия). Построенные на базе мехатронных систем, гибридные силовые установки, использующие водород в качестве топлива, позволят поднять энергоэффективность автомобилей, соблюдать более высокие требования международных норм в области экологии. Важнейший компонент таких источников энергии — аккумуляторные батареи и суперконденсаторы. И в этой области исследования ученых Научно-практического центра по материаловедению НАН Беларуси позволяют работать на самом высоком мировом уровне — создавать эффективные наполнители для суперконденсаторов по принципиально новым технологиям.

В центре внимания участников конгресса оказалась и премьера этого года — карьерный самосвал БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн. Этот «монстр» оснащен новой системой подвески, включающей стабилизаторы поперечной устойчивости. Решения, найденные учеными Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, позволяют гигантской машине быть не менее стабильной на карьерном серпантине, чем, например, самосвалу грузоподъемностью 30 тонн, хотя относительная высота центра масс у этих машин существенно отличается.

Для оснащения белорусских карьерных самосвалов в том же институте создан и программно-аппаратный комплекс вибромониторинга редукторов мотор-колес, который обеспечивает сбор и анализ информации о состоянии узлов, оценивает степень опасности и, в случае если износ велик, напоминает водителю о необходимости заехать на станцию обслуживания. Эта система, не имеющая аналогов в автомобилестроении, обеспечит повышение срока службы, снижение аварийности и затрат на техническое обслуживание.

Как подчеркнул генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, председатель оргкомитета конгресса Андрей Дюжев, сегодня развитие науки служит в мире определяющим фактором в повышении конкурентоспособности продукции в промышленности и экономике страны. Результаты прикладных исследований и разработок последних лет уже обеспечили нашей стране значимые достижения, но сегодня нам нужны прорывные технологии, которые значительно укрепят позиции нашего государства на внешних рынках. И конгресс «Механика-2013» как раз и служит площадкой, где эти технологические решения объективно оцениваются и обогащаются новыми идеями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter