О промышленном форуме

Идеи идут на прорыв

По традиции в начале мая у нас открылся промышленный форум — ежегодная выставка достижений. Это около 250 научно–технических разработок. Визитки инженеров, ученых, конструкторов. Событие международного масштаба, которое, думается, презентовать и пиарить надо вдумчиво. С отчетливым пониманием конечной цели, которую буквально на днях в Послании белорусскому народу и Национальному собранию сформулировал Президент, отметив, что «в этом году для восстановления экономического роста необходимо привлечь не менее 1,5 миллиарда долларов США прямых иностранных инвестиций». Правительству до 1 июля поручено подготовить государственную программу инновационного развития с приоритетами и инструментами формирования экономики знаний.

Тем временем после пресс–конференции председателя Госкомитета по науке и технологиям еще накануне Белорусского промышленного форума, на которой Александра Шумилина журналисты попросили презентовать что–нибудь из последних достижений, во «всемирной паутине» начинает гулять новость про новый белорусский агромобиль. Гибрид малогабаритного вездехода и мини–трактора. «Уже ведутся переговоры с организациями в Казахстане, Азербайджане, Туркменистане о реализации совместных проектов по созданию сборочных производств агромобилей», — цитируют А.Шумилина, придавая важности разработке ученых БГУИР и Сморгонского агрегатного завода. Спору нет, наш новый вездеход — машина весьма актуальная, недорогая и вполне будет востребована рынком. Только стоило ли этот экспонат делать едва ли не главной новостью белорусской промышленной выставки 2016 года? Ведь многофункциональный мини–трактор МТЗ–132 Сморгонский агрегатный завод выпускает много лет, стоит техника очень недорого — чуть более 3 тысяч долларов в эквиваленте, ее хорошо знают ближайшие наши cоседи.

Как удалось выяснить, разработчики агромобиля еще в 2013 году выиграли гранд Мингорисполкома на создание для МЧС робототехнического комплекса по тушению пожаров, к которому требовалась буксировочная машина. Эту буксировочную машину, созданную, в свою очередь, на базе мини–трактора, нынче и модернизировали. Надо ли было преподносить ее как важную инновацию? А ведь так и произошло. Журналистам уже было совсем неинтересно, что на нашей промышленной выставке будет представлена уникальная установка абсорбционно–биохимической 99–процентной очистки вентиляционного воздуха от вредных органических веществ или новое поколение оборудования для обезвреживания медицинских отходов за счет микроволнового нагрева и так далее. Информагентства, в том числе и зарубежные, в мгновение ока растиражировали именно агромобиль. Причем с какими–то чудовищными картинками, на которых было изображено что угодно — от трехколесных монстров до военных бронемашин. Информацию тут же облепили соответствующие комментарии юных пользователей типа «у меня дома такой агромуравей стоит» или «Ламборджини изначально трактором была». Этот максимализм можно понять. Новость легла на фон событий из мира промышленных технологий совершенно иного порядка.

Например, глава японского минсельхоза Хироши Дайдо в эти дни сообщил миру о внедрении роботизированных беспилотников, которые будут следить за урожаем, полностью замещая фермеров. Большая часть устройств находится на испытаниях, которые завершатся к концу мая. Или вот министр финансов Германии Вольфганг Шойбле предлагает покупателям электроавтомобилей премию в 4 тысячи евро. Правительство и автоконцерны выделяют на это 1,2 млрд евро. А в Нидерландах Партия труда зарегистрировала в парламенте законопроект, который запрещает продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями с 2025 года. На чем, кстати, делал акцент Президент в Послании: «Давайте перестраивать нашу экономику и наших людей на электричество. Вместо природного газа, нефти и так далее, где можно, заместить это собственным продуктом — электроэнергией. Сегодня автомобильное производство все больше и больше ориентируется на электричество. Почему нам этим сегодня не заниматься?»

Подробно расспрашивала изобретателя агромобиля: не предполагается ли в машине электромотор? Увы, нет, традиционное дизтопливо. Основная идея — дать рынку дешевый гибрид на злобу дня. Разработчики рассчитывают получить очередной гранд из инновационного фонда Миноблисполкома на выпуск первых 10 опытных образцов. Но тут возникает вопрос: если новинка уже вызвала неподдельный интерес за рубежом, то не разумнее ли привлечь для ее производства и инвестиции оттуда или подключить местных инвесторов–фермеров, которые получили бы полезный многофункциональный мини–трактор–квадроцикл? Это хороший коммерческий проект, вполне может конкурировать с китайскими аналогами. Но Государственный инновационный фонд, думается, должен прежде всего поддерживать прорывные идеи, которые поднимают нашу промышленность на принципиально новый уровень.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 85 (24967). Пятница, 6 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter