В РНПЦ детской хирургии будут печатать 3D-модели сердец пациентов

Идеи, дружественные пациенту

В РНПЦ детской хирургии будут печатать 3D-модели сердец пациентов для диагностических целей
Голод на свежие решения нашей медицине не грозит — такой вывод напрашивается по итогам ярмарки инновационных идей Smart patent 2016. Ведь самое большое количество собранных на ней проектов и предложений касалось именно сферы здравоохранения: от довольно экзотической задумки создания одежды–скелета, которая поможет инвалидам–«колясочникам» встать на ноги, до новых технологий, которые уже прошли боевое крещение реальностью. «СБ» отобрала тройку инноваторов, чьи разработки приносят пользу здесь и сейчас или будут внедрены в самом ближайшем будущем.

Сердце в 3D–формате


В РНПЦ детской хирургии пациенты с тяжелыми пороками сердца — не редкость. При этом в процессе лечения некоторым из них выполняется от двух до четырех сложнейших операций в условиях искусственного кровообращения, когда само сердце не сокращается, а кровь в организме перекачивается специальным насосом. Иногда эти операции, как и имеющийся у пациента дефект, абсолютно уникальны. В таких случаях от хирурга как никогда требуется предельная точность и... умение работать быстро.

— Обычно перед проведением хирургического вмешательства мы выполняем пациенту ультразвуковое исследование сердца, — рассказывает подробности врач РНПЦ детской хирургии Артур Барсумян. — Однако иногда оно, как и другие методы, не позволяет в полной мере учесть все особенности и нюансы порока. Это, в свою очередь, может привести к тому, что хирург затратит на выполнение операции больше времени, а то и вовсе будет вынужден проводить совершенно другой вид хирургической коррекции, нежели планировался изначально. Поэтому для подготовки перед сложными и нестандартными операциями мы планируем создавать объемные «копии» сердца конкретного пациента с помощью 3D–печати. Тогда хирург заранее сможет не только увидеть интересующую его область, но даже потрогать и сделать пробную попытку операции. Все это позволит улучшить результаты лечения, а также снизить частоту возможных осложнений.

Наличием и использованием схожих технологий может похвастаться лишь очень ограниченное количество клиник в дальнем зарубежье. А в Беларуси 3D–печать для лечения пациентов и вовсе будет применена впервые.

А вот другая разработка — по использованию в детской кардиохирургии донорского перикарда (сердечной сумки) — в ранге инновации не только для нашей страны. Ничего подобного в мире еще не делается.

— Сейчас практически везде во время кардиохирургических операций принято применять различные ткани животного происхождения, например, бычьи или свиные. Прежде они проходят специальную химическую обработку. Можно проводить операции и с помощью собственного перикарда пациента, но гораздо предпочтительнее сохранить его. Поэтому мы предложили использовать донорский перикард, который хранится в криобанках в замороженном виде. Этот материал более совместим с организмом пациента и позволяет снизить частоту некоторых послеоперационных осложнений, — объясняет нюансы Артур Барсумян. Немаловажно, что этот материал может быть буквально под рукой у врача в нужный момент. И нет необходимости определять совместимость с пациентом по группе крови или каким–либо другим признакам. Нужна же такая ткань практически каждому ребенку с тяжелым пороком сердца.

Принцип доступности


Кинезитренажер TriNiTi — это целая реабилитационная станция, которая поможет восстановиться после инсультов, травм и других болезней, сопровождающихся нарушением координации и двигательной активности. Даже при таких сложных заболеваниях, как рассеянный склероз и болезнь Паркинсона, он будет на пользу. Выглядит установка как каркас, оснащенный системой подвешивания с компьютерным управлением. Программа оценивает исходное состояние пациента, нужную нагрузку и определяет лечебную схему. Опираясь на нее, и идет тренировка конечностей, их перемещение в различных направлениях.

— Золотой стандарт реабилитации — использование роботизированных комплексов. Но и у нас в стране, и в мире их дефицит составляет 98%, из–за того, что стоимость неподъемная. Мы же за счет уникальных решений, в том числе программных, смогли сделать технологию доступной, в том числе для домашнего использования, и более эффективной. При том, что стоимость кинезитренажера в 100 раз ниже по сравнению с роботизированными комплексами, — рассказывает автор идеи Владислав Лукашевич (на фото), кандидат медицинских наук, доцент кафедры рефлексотерапии БелМАПО.

Фото  Артура  ПРУПАСА.

Клинические испытания кинезитренажера шли в течение года в неврологическом отделении 2–й минской клинической больницы и уже завершены. Реабилитацию на нем прошли более 80 человек. Статистика подтвердила эффективность методики — она улучшает восстановление на 25 — 33%. Причем работа с моторикой опосредованно влияет и на познавательные функции. В следующем году планируется закончить медрегистрацию разработки. А потом не только производить такие станции, но и обучать правильной работе на ней. Для этого на базе БелМАПО будут проведены два курса повышения квалификации для реабилитологов. Проект по внедрению разработки включен в программу предупреждения инвалидности и реабилитации, а значит, есть надежда, что подобные станции появятся в поликлиниках и больницах по всей стране.

Анализ на аутизм


Какова природа возникновения расстройств аутистического спектра? Здесь пока больше загадок, чем четких ответов. Но к одному из них, похоже, удалось приблизиться молодому сотруднику РНПЦ психического здоровья Сергею Марчуку. Сначала при исследовании детей с аутизмом был выявлен дисбаланс микроэлементов в биологических средах организма, в частности, нарушение соотношения меди и цинка. Отсюда родилось предположение, что причиной могут быть изменения в гене металотионеина — белка, который связывает ионы тяжелых металлов. И метод ПЦР подтвердил это, обнаружив такую особенность у детей с аутизмом и не найдя ее у здоровых. Разработка еще не закончена — окончательные результаты ожидаются в следующем году. Если точность метода будет доказана, это обещает прорыв в диагностике. Определить, имеют врачи дело с аутизмом или другим заболеванием, можно будет, взяв каплю слюны на анализ.


Метод генотипирования используется и в другой масштабной разработке РНПЦ, позволяющей точно определить, какое лекарство и в какой дозе будет эффективно для каждого конкретного пациента. Татьяна Докукина, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе центра, рассказывает, что назначение препаратов будет идти с учетом генетических особенностей:

— За несколько лет проведена огромная работа целым творческим коллективом. Этот совместный труд сотрудников нашего центра и Института биоорганической химии выполнен при поддержке Министерства здравоохранения. Важный вклад в новую разработку внесли Андрей Гилеп, Татьяна Голубева, Ирина Гайдукевич, Михаил Махров. Изучен спектр лекарств, которые зарегистрированы в Беларуси и используются в повседневной практике психиатров–наркологов, особенности их действия. Данные сведены в единую компьютерную систему. С согласия пациента берется букальный эпителий (мазок изнутри щеки) или слюна, исследуются гены, кодирующие работу печени и транспорт лекарств в центральную нервную систему. Результат анализа автоматически интерпретирует компьютерная система. Врачу легче принять обоснованное решение о назначении или коррекции лечения. Система обладает высокой точностью, экономит время и средства.

Врач, располагая таким инструментом, не будет тратить недели и месяцы, например, на наращивание дозы антидепрессанта, чтобы выявить его эффект, который может и не наступить, если с лекарством не угадали. Новая разработка практически исключает такую ошибку. Инструкция по применению метода уже утверждена Минздравом.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 235 (25117). Среда, 7 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter