Как купить «железо» на бирже и почему это выгодно?

Идеальные условия железного торга

Вот уже 10-й год кряду каждый день на Белорусской универсальной товарной бирже проходят торги металлопродукцией. Черные и цветные металлы, изделия из них, лом металлов и отходы, электротехническая продукция, уголь и кокс... Всего порядка 130 товарных позиций. Более трети всех продаж на электронных площадках БУТБ приходится как раз на секцию металлопродукции. Каждый день здесь совершается порядка тысячи сделок на сумму от одного до двух миллионов евро, в торгах участвуют от 500 покупателей до полутысячи продавцов. Как купить «железо» на бирже и почему это выгодно, выясняла корреспондент «СГ».

На момент создания биржи на отечественном рынке металла присутствовали порядка 3 тысяч фирм-посредников. Поэтому, выводя данный сегмент на биржевую площадку, государство ставило задачу устранить необоснованное посредничество, повысить эффективность сделок и сократить сроки проведения закупок важного для экономики страны сырья. Почему преследовали именно эти цели — объяснить несложно: в нашей стране высоко развиты автомобиле- и тракторостроение, производство сельхозтехники и другие современные профили индустрии. Все они требуют огромного количества черных и цветных металлов. Машиностроительный комплекс республики каждый год потребляет более 2,5 миллиона тонн металла. Из более чем 100 современных предприятий основные потребители-гиганты МАЗ, МТЗ, БелАЗ, Гомельский, Бобруйский и Лидский заводы сельскохозяйственного машиностроения.

Около четверти от общего объема ввозимых в страну черных металлов и изделий из них отечественные предприятия закупают через биржу, а в секции металлопродукции БУТБ доля названных товаров достигает 80 процентов.

Наблюдаю за ходом торгов в компании начальника управления торгов металлопродукцией Евгения Бурейко. Предваряет торговую сессию период открытия, который длится фактически с полуночи и до 10 утра. За это время продавцы, аккредитованные на бирже, могут скорректировать свои предложения — изменить, к примеру, количество товара (кроме увеличения), цену, условия поставки, указать дополнительно все нюансы. С момента начала сессии, модерирует которую маклер, сделать это уже невозможно. Торги идут удаленно, присутствовать на них ни продавцам, ни покупателям необязательно, однако при наличии любого вопроса они могут обратиться к маклеру. Скажем, у одного из участников проблемы с интернетом. Тогда маклер может продлить на некоторое время период торгов либо вообще их приостановить до полного восстановления связи.

— Такие случаи бывают: наши клиенты зависят от провайдеров, трафика и так далее, — поясняет Евгений Леонидович. — В целом на период торгов — самую активную фазу сессии — отводится час. За это время покупатели и продавцы уже, скажем так, удаленно присмотревшись к позициям, могут делать встречные предложения. Биржа в этом случае — «электронная сваха», которая сводит участников на своей площадке в назначенное время, но никак не посредник, не сторона по сделке. Биржевой сбор (по секции металлопродукции он составляет от одной базовой до 0,4 процента от суммы сделки) уплачивается только после фактического заключения сделки.

Напряжение нарастает ближе к 11 часам, причем буквально с каждой минутой азарт усиливается. Среди представленных в торгах позиций для примера мы выбрали одну из самых популярных — лист холоднокатаный. К сожалению, называть покупателей и продавцов не можем — коммерческая тайна. Суть в том, что конкуренты торгуются, предлагая свою цену. Колебания могут быть очень существенными. Если, к примеру, в 10.00 торги начинались с предложения 1500 рублей за тонну, то уже к 10.50 стоимость лота при прочих сопоставимых условиях (это обязательное требование) снизилась до 1346,39 рубля.

С позиции покупателя, как правило, самые «сладкие» цены появляются как раз к окончанию торговой сессии — здесь и начинается настоящая битва за металл. Один продавец буквально через 30 секунд после последней цены выставляет свое предложение — 1340,2 рубля за тонну. Разница с предыдущим всего 6 рублей 19 копеек, но если умножить, скажем, на 20 тонн (запрашиваемый объем), то разница очевидна. Встречное предложение перебивает предыдущее, за ним следует еще одно, затем следующее... В итоге в 11.00 по данной позиции мы заканчиваем период торгов с ценой 1330 рублей — это итоговый результат. Покупатель может приобрести требуемый объем именно по такой стоимости. Получается, выгода сделки решается за считаные минуты.

На этой стадии, по сути, завершается активная фаза торгов. Наступает так называемый «темный» период. Он дается продавцам для того, чтобы понять, сколько покупателей готовы приобрести товар и сформировать свое последнее ценовое предложение. На то, чтобы сориентироваться, отводится примерно 10 минут. Опять же, этот период может быть увеличен, если торгуются, допустим, сложные позиции (к примеру, крупные партии металла). Тогда с просьбой увеличить «темный» период продавцы обращаются к маклеру по телефону либо пишут сообщение в торговой системе.

Завершает сессию период совершения сделок, который длится от 30 минут до часа. В этом периоде никто не может корректировать условия своих заявок. Покупатели анализируют конечные предложения продавцов и выбирают наиболее выгодные. Самое главное в этой процедуре — экономическая эффективность совершенных сделок. Немаловажна и оперативность — ведь время, как известно, это деньги. Торги по секции металлопродукции позволяют в один день осуществить закупку, зарегистрировать договор, произвести оплату и, при необходимости, осуществить поставку металлопродукции. Вне биржи все эти действия зачастую нереально провести за 8 рабочих часов.

Динамика торгов черными металлами и изделиями из них.

Возникает закономерный вопрос: а что, если пойти в обход биржи, подсмотрев, скажем, на сайте БУТБ предложения и заявки, ознакомиться с которыми можно даже без авторизации в системе? Ответ на него у Евгения Бурейко однозначный:

— Хозяин — барин. Пожалуйста, работайте в обход биржи. Любой продавец или покупатель вправе распоряжаться своим временем и ресурсами, как ему угодно. Но нужно смотреть, выгодно ли? Возьмем простой пример. Предположим, покупатель увидел предложение о продаже какого-то объема металла за 5 условных единиц. Обращается непосредственно на завод — там цена 3 условные единицы. И здесь момент: производителю сырья, скорее всего, невыгодно будет отпускать вам требуемую, допустим, тонну металла, то есть мелкую партию. К тому же включите сюда транспортные расходы, просчитайте логистику. И, конечно, самый главный вопрос — деньги и риски. Производители, как правило, работают по предоплате либо по банковской гарантии. Покупатель же в 90 процентах случаев предпочитает застраховаться от приобретения «кота в мешке» и согласен на покупку с отсрочкой платежа.

Многие вопросы в этом плане снимает биржа. Если на площадке БУТБ заключен договор на поставку продукции, то контроль за исполнением сделок гарантируется. Однако есть проблема слабой исполнительской дисциплины по оплате за поставленный товар. Биржа в этом случае может применить санкции к недобросовестному покупателю и даже отстранить его от торгов. Контракт есть контракт, а продавец и покупатель — равноправные стороны. И тот, и другой должны понимать, что, когда они торгуют на электронной площадке БУТБ, им обеспечивается законность сделок, достаточность конъюнктуры (насыщенности спроса и предложения), сокращение затрат на покупку и продажу продукции. Уникальность белорусской площадки в том, что здесь присутствует реальный товар, а не, скажем, контракт на возможность приобрести ту или иную позицию через какое-то время (фьючерс).

Выгоду от совершения сделок на бирже можно легко измерить. Так, более 1,3 миллиона рублей сэкономил генподрядчик реконструкции моста через Припять между Житковичами и Туровом ОАО «Мостострой», купив мостовые металлоконструкции через БУТБ. В рамках проекта по восстановлению моста закуплено 946 тонн металлоконструкций на сумму свыше 4 миллионов рублей. В биржевых торгах участвовали 5 заводов-изготовителей из России и Беларуси. В конкурентной борьбе за покупателя цена металла снизилась с 5,34 до 4,03 миллиона рублей. Победу одержало российское предприятие, с которым и был заключен договор поставки.

Еще одна показательная сделка — закупка электросварных труб в изоляции ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Предприятие приобрело более 10 тысяч тонн данной продукции на сумму более 20 миллионов рублей. В торгах принимали участие производители и металлотрейдеры, однако 97 процентов продукции закуплено у производителей.

Так почему же посредники все же присутствуют на бирже? По мнению Евгения Бурейко, ситуация с металлотрейдерами опасений не вызывает, ведь здесь мы имеем дело с обоснованными посредниками:

— Важно понимать, что они берут на себя многие риски, прежде чем продукция производителя достигнет конечного потребителя. Редко какой завод реализует свой товар напрямую, не используя товаропроводящую сеть. К тому же речь идет, как правило, об очень внушительных по объемам партиях, за которые посредник рассчитывается с производителем сразу же. Например, возьмем российскую «Северсталь». Предприятие выпускает каждый месяц около 700—800 тысяч тонн стали, продает оптовыми партиями. Нашему предприятию нужно всего две тонны. Выхода нет: придется идти к посреднику, который взял на себя «букет» рисков — транспортных, курсовых, по качеству и так далее.

Кстати, о курсах. Биржа в этом плане очень грамотно защищает отечественных покупателей металла. Для этого используется так называемый ценовой коридор, который не дает продавцам чрезмерно завышать цены по сравнению с рыночными. Ценовой коридор устанавливается с учетом текущей конъюнктуры рынка и имеет фиксированные верхнюю и нижнюю границы. Все заявки, выходящие за эти границы, биржевая торговая система автоматически отклоняет.

Ситуации, когда биржевой механизм защищал отечественных покупателей, случались не раз. Один из последних примеров — колебание курса российского рубля в 2015—2016 годах. Если помните, тогда курсовые разницы чудовищно давили на цены, а большинство поставщиков, участвующих в торгах по секции металлопродукции, продавали металл российского производства. Вне биржи стоимость сырья подскочила в два раза, и на рынке открылись широкие возможности для спекуляции. Покупатели, совершавшие сделки через биржу, пострадали от этого в меньшей степени за счет ценовых коридоров, которые сдерживали рост стоимости за тонну сырья.

uskova@sb.by

Фото предоставлено пресс-службой БУТБ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter