Откроет ли блокчейн новые возможности для нашей экономики?

ICO Все это значит?

После мощной волны интереса к криптовалютам и майнингу население подхватило новый мейнстрим — привлечение финансов на развитие бизнеса через выпуск токенов. Это некая электронная единица информации, чем-то похожая на классическую акцию компании. Однако вместе с несколькими оглушительными успехами становится известно и о крупных неудачах, а также откровенных надувательствах. Закон пока никак все это не регулирует. Стоит ли вкладчикам ввязываться в такие проекты? Как государство может защитить от спекуляций? Для чего еще нужен блокчейн в нашей стране? Ответы на эти вопросы искал корреспондент «Р».

ICO может существенно упростить поиск финансирования для бизнеса и не только

Откуда ажиотаж?

ICO, или первичное размещение токенов, отдаленно напоминает выход акционерных обществ на биржу (IPO). Но на деле все намного сложнее. Ведь, по сути, это выпуск какой-то компанией своей собственной криптовалюты. Те, кто приобретает эту валюту, не получают доли в компании и никак не могут воздействовать на внутренние управленческие решения, а лишь рассчитывать на какие-либо блага в будущем. То есть это все больше похоже на новый вид краудфандинга, в основе которого лежит технология блокчейн.

По некоторым данным, в этом году через ICO-компании во всем мире уже привлекли 180 миллионов долларов. А это уже чуть ли не в два раза больше, чем за весь 2016 год. То есть можно говорить, что популярность этого способа финансирования проектов растет. И это несмотря на то, что ни в одной стране мира нет четких правил, по которым проходят выпуски токенов. Инвесторы вкладывают деньги на свой страх и риск.

Хотя уже потихонечку появляются условные признаки добросовестных проектов. Например, раскрытие планов по развитию, четкое понимание нужной суммы, команда основателей сама имеет не менее 10% всех токенов и не обменивает их на реальные деньги…

Уже и некоторые наши компании пытаются проводить ICO через зарубежные юрисдикции. Как поясняет финансовый консультант «Телетрейд» Жанна Кулакова, финансирование нужно всем, а это хорошая альтернатива банковским кредитам и кабальным условиям инвесторов. Однако остается одна нерешенная проблема — как все сделать законно?

Пока что лишь игра

Одни государства уже разрешили своим резидентам продавать токены, другие — только присматриваются к такой возможности. Кто-то успел разрешить, а позже ограничить. Скажем, Китай запретил ICO, вероятно, поняв, что пока не найдены способы нормального регулирования привлечения капитала и лицензирования оборота криптовалют, лучше попридержать коней.

Вот и наша Генпрокуратура считает, что правоохранительным органам надо активнее вникать в новые финансовые технологии, но не забывать, что есть множество рисков. Однако, по словам Генпрокурора Александра Конюка, они «настроены вести диалог с айтишниками и способствовать созданию прозрачных условий хозяйствования». Так, в октябре планируется провести оперативное совещание с руководителями IT-компаний.

Управляющий партнер юридической компании «SBH» Александр Бондарь говорит, что пока для наших компаний ICO лишь игра. Ведь реальных денег никто не получает:

— Вот когда вы обменяете биткоин или токен на реальные деньги, тогда и будут вопросы. Именно для этих процедур и нужно принятие законодательства. Поэтому мы очень ждем нового декрета по Парку высоких технологий.

И в самом деле: контролировать можно только перевод электронных денег, криптовалют, токенов в реальные деньги. А также привязку тех же токенов к каким-то ценностям — акциям, долговым распискам и прочему. Как только это все урегулируют, деньги пойдут огромным потоком, считают эксперты.

Технологию блокчейн можно использовать практически везде
Фото Iraqiparliament.info

Главное — при этом еще каким-то образом снизить или совсем устранить волатильность, то есть изменчивость стоимости криптовалют. Потому что пока отдельные из них показывают такую капитализацию, которая слишком похожа на финансовые пузыри интернет-компаний начала 2000-х. Тогда вера в развитие интернета подстегивала стоимость акций таких фирм до необоснованных вершин, после чего, естественно, рынок вернул баланс и многие обанкротились.

В общем, получив возможность контроля, государство не потеряет своих основных функций, но и даст возможность людям частично заниматься самоуправлением. Хотя бы финансовым. Образно говоря, и волки будут целы, и овцы сыты. Да, именно так. То есть баланс общественного договора не должен нарушиться.

Где еще нужен блокчейн?

А в это время блокчейн находит применение в других сферах. Нацбанк создает на его базе сразу два продукта — реестр сделок с ценными бумагами и реестр банковских гарантий. Хотя, в принципе, любые реестры и базы данных могут дополнить этот список.

Заведующий кафедрой экономической информатики экономического факультета БГУ Дмитрий Марушко утверждает, что блокчейн называют «следующим интернетом» и он предоставляет существенные возможности для всех агентов экономики:

— Поэтому интерес к этой технологии возникает и у правительственных организаций, и у частных компаний. А наша страна занимает крепкие позиции в сфере информационных технологий. И все новое у нас появляется быстро. Не нужно бояться этого. Нужно найти способы адекватного использования технологии.

Ведь распределенная база данных намного безопаснее и надежнее. Ее взломать невозможно, потому что она хранится на разных компьютерах. Даже взлом одного из компьютеров ничего не даст. Он просто отключится от общей сети, а данные с него будут восстановлены с помощью копий, которые хранятся на других компьютерах.

Тем более что блокчейн работает через алгоритм и главный принцип — «код есть закон». Иными словами, изменить данные в цепи никто не может. Так что, скажем, банки могут очень активно использовать эту технологию для хранения транзакционной истории или ID-профилей клиентов.

Некоторые энтузиасты уже продумывают, как использовать блокчейн даже в финансировании культуры, науки и образования. Они предлагают применять принцип ICO для сбора денег на эти хронически бедные сферы, что увеличит и эффективность вложений в каждую из отраслей, и откроет для них новые возможности.

Представьте, в будущем ученый с глобальной идеей исследования сможет описать свой проект и получить его финансирование напрямую от людей, а не государства. Или же преподаватели не будут стеснены в финансах на получение нужных инструментов и пособий для работы. Было бы неплохо.

kuletski@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter