И жизнь, слезы, любовь...

Эта женщина воевала не только в советской, но и в польской армии.
Эта женщина воевала не только в советской, но и в польской армии. Много всего в ее жизни было: война, лагеря, горечь обид, вдовья доля. Если Бог меряет так, как любит, то, наверное, ее он любит особенно.

Томочка Андрейчук родилась в мае 1924-го. Бабушка все переживала: "Хотя б не маялась девка". Жили они в Антополе. Жили, как и многие в ту пору, - небогато. Отец - Михаил Игнатович - отправился искать счастье за тридевять земель. Тогда из Западной Беларуси многие уезжали на другой край земли. Нужда заставляла. Отец трехлетней Тамары подался в Канаду. Уезжал на год молодым и бравым брюнетом, а вернулся... только в 56-м сгорбленным седым стариком.

Томочка по отцу не тужила. Ходила, как все, в школу, хорошо училась, тянулась к прекрасному. Любила петь и танцевать.

- У нас в доме все пели, - вспоминает свою юность Тамара Михайловна. Особенно красиво - тетя Настя. Она пела в церковном хоре. Чтобы ни делала, всегда пела. А мы подпевали. Жили бедно, но душевно, дружно.

Годы-скороходы бежали незаметно. Окончив в Антополе семилетку и курсы медицинских сестер, Тамара уехала в Люблин. Но события 39-го заставили ее вернуться домой. Поступила в Кобринскую медицинскую школу. В день получения диплома услышала страшное: "Война".

Завтра должен был быть выпускной бал в медицинской школе - Тома приехала к матери за нарядами. И это "завтра" на многие годы разлучило ее с матерью и родным домом. Девушка была мобилизована в действующую армию. На второй день войны ее зачислили в полевой передвижной госпиталь 2409. Ей было 17. Она стала операционной сестрой.

Навыки она получила еще в 39-м, когда школа, где училась, была превращена в военный госпиталь. Здесь оказывалась первая медицинская помощь раненым советским бойцам. Тома ассистировала хирургу Чернику.

- Он и его жена-фармацевт, - говорит Тамара Михайловна, - очень бережно относились к раненым. Он повторял: "Отрезать конечности у человека - не проблема. Сберечь их, не оставить инвалидом - вот задача для нас с тобой, девочка".

Недолго Тамара проработала в передвижном госпитале. В сентябре 41-го под Харьковом попала под бомбежку. Воздушная волна высоко подняла девушку и ударила о землю. А когда пришла в себя, как медик определила: выбита ключица, переломаны обе лодыжки, ранена в голову, шею, живот.

Долго лечилась в Красноярске. После направили в Тюменскую область, в санчасть эвакуированного Ленинградского авиационного училища.

- Пути Господни неисповедимы. И думать не могла, что в этом медвежьем углу повстречаю свою вторую половинку - курсанта Владимира Пятницкого. Только не долго я в счастье купалась. Из Новосибирска пришел приказ командировать меня в Польшу. Стала я просить у начальства отсрочки. Дали три месяца с условием: "Не забеременеешь - поедешь!"

...Военфельдшер Тамара Пятницкая прибыла во вторую армию Войска Польского. Здесь она прослужила до марта 1946-го. Здесь освобождение Польши встретила, здесь и Победы дождалась.

Сберегла судьба и ее мужа. После войны приехали Пятницкие в Антополь, к матери. Вскоре у них родился сын, затем второй ребенок. А когда Тамара ждала третьего, пришло великое горе.

Было лето 51-го. Тома ждала поезда на станции Гордец. Ехала на экзамен. С нею были муж и брат. Когда те отошли покурить, ее остановил мужчина в штатском, пригласил пройти с ним в кабинет начальника станции.

- Это был сотрудник КГБ, - волнуется до сих пор Тамара Михайловна, - мужиков моих домой отправили. А меня всю ночь допрашивали. На другой день перевезли в Брест. Здесь в подвале беременную женщину продержали больше месяца. Я задыхалась от духоты и обиды...

Тамару судили за враждебность к советскому строю и пропаганду буржуазного образа жизни. Десять лет - за посылку от отца из Канады. В лагере, на Гомельщине, Пятницкая родила третьего ребенка - дочку Галю. Тамару Михайловну реабилитировали в 1954-м. Как это ни парадоксально, но на лагерную жизнь наша героиня не жалуется.

- Вы не поверите, но мы жили дружно. Я налаживала художественную самодеятельность, шила сценические платья из раскрашенной марли и пела под аккомпанемент такой же заключенной.

Вернувшись из лагеря, Пятницкая закончила режиссерский факультет, потом театроведческий. Работала худруком в Антопольском и Каменецком РДК. В начале 60-х стала директором областного Дома народного творчества в Бресте. Как было уютно в ее Доме творчества: вечера творческой интеллигенции, совместные с облдрамтеатром театральные постановки. В начале 60-х, находясь в Москве на семинаре директоров домов народного творчества, Тамара Пятницкая после блестящего доклада получила массу приглашений на работу в разные театры страны. Решительная натура, она приняла приглашение и уехала... в Эвенкийский автономный округ. В городе Тура стала режиссером театра.

Она рано овдовела, одна вырастила хороших детей и внуков. Сейчас их у нее вместе с правнучкой семеро. В Бресте Тамара Михайловна живет одна. Впрочем, если быть точным, то не совсем одна: в ее квартире 5 кошек, собака и черепаха по имени Флора.

- Когда с тобой рядом живые души - это уже не одиночество, - гладит вытянутую мордочку черепахи моя собеседница, - видите, какие они у меня замечательные - моя отрада...

Николай ХОРОШКО, Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter