И жить торопятся, и чествовать спешат

О театре

Незаметно для себя в каждодневной речи мы машинально используем слова "гений", "талант", "успех". Слова эти, по-моему, затерлись до дыр. Хочется, чтобы все, к чему мы прикасались, превращалось в золото, а оно так и остается дешевой медью.


Выпустит писатель книжку - не продохнуть ему от комплиментов, откроет художник выставку - чуть не задохнется от фимиама, который катят в глаза коллеги и друзья, съездит какой-нибудь певец на третьеразрядный фестиваль - и дружественная ему пресса иначе как фурором эту поездку не называет! Хотя при чем тут фурор? Почему не сказать проще, сдержаннее, объективнее, в конце концов? Так и живем каждый день в ожидании новой "фурористической" угрозы, которую надует нам с нового чужого сквозняка.


Критерии оценки перевернуты с ног на голову. Дождаться, например, похвальбы приезжим к нам и вовсе невозможно. Любим только себя! Что это - обычная местечковая зависть или особенности менталитета? Месяц гастролировал в Минске Свердловский академический театр музыкальной комедии. Как в любом нормальном развивающемся коллективе не весь репертуар гладкий, есть шероховатости, и свердловчане о них вам первые расскажут. Но после спектакля "Мертвые души" Кирилла Стрежнева половина местных режиссеров должны бы написать заявление об уходе по собственному желанию. Но куда там - живут и здравствуют, строят планы на отпуск. Многие из них пришли в гримерки к актерам, чтобы поблагодарить? Думаю, нет. Отмахнулись от спектакля, как от назойливой мухи, и пошли дальше священнодействовать.


Еще пример. Завершился очередной Международный фестиваль студенческого театра "Тэатральны куфар". Во время форума прошел IX Всемирный конгресс международной ассоциации студенческих театров. Теории было много. А что с практикой? Прихожу на один из показов: показываемся мы, хозяева праздника, нам бы и карты в руки, но... Зрелище на любителя, а в качестве "гарнира" - технические проблемы со звуком. У себя дома, на своей площадке не можем как следует отрегулировать звук? Через 15 минут зрители стали уползать из зала. I`m sleeping, улыбаясь, говорит своему соседу по ряду иностранец и, пригнувшись, выходит. Скука национальности не имеет. А сказал кто после постановщику - негоже так? Вряд ли. Хлопали по плечу на банкете: ай да талант, ай да молодец. А тот только пунцовел, как гимназистка на новогоднем балу в юнкерском училище.


...Иногда начинаю день с одной из программ утреннего телеэфира. Есть там и театральная страничка. Рассказывают об успехах театральной отрасли. Все, о чем ни говорят, - блестяще, все - триумф. Невыразительный спектакль "Боинг-боинг" Смоленского драматического театра им. Грибоедова, приезжавшего в Минск на гастроли, объявлен чуть ли не лучшей комедийной постановкой сезона. Кому от этого легче?


Скоро театры и концертные залы закроют свой сезон. Он был в общем-то насыщенным и разным по амплитуде - от маэстро Владимира Федосеева до Петра Мамонова, от жесткого абсурда до вполне зрительских историй. Главный режиссер Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский под занавес смело ступил на территорию театра драматического и выпустил спектакль "Шелк" по одноименному роману Алессандро Барикко. Тот случай, когда можно сказать, что куклы заняты "в эпизодах". Глину истории раскатывают сами актеры-кукольники, спрятаться им на этот раз не за кого. Получилось где-то наивно, может быть, чересчур сентиментально, но на протяжении всего спектакля безумно красиво, а это уже немало. Смело, как медведь в малину, ринулся в жанр водевиля, только щепки летят, Белорусский государственный академический музыкальный театр: здесь выпустили "Подлинную историю поручика Ржевского" российского композитора Владимира Баскина. Честно скажу, история от меня далекая, но сам видел умильные улыбки зрителя. Вторую жизнь решили дать спектаклю "Тойбеле и ее демон" в Молодежном театре: режиссер Яков Натапов предложил новую сценическую версию с новыми актерами. Легкий эротизм также нашел отклик у публики.


Все это не безусловные успехи. И фурором тут не пахнет. Но в любом случае от "фурористических" угроз в этих театрах, не требуя под дулом театрального бинокля похвальбы, перешли к прямому театральному делу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter