Завершился XXVI Минский международный кинофестиваль «Лістапад»

И жить торопимся, и чувствовать спешим

Многие конкурсные фильмы «Лістапада» объединила тема поиска человеком себя, своего призвания

Вчера завершился XXVI Минский международный кинофестиваль «Лістапад», к итогам которого мы еще вернемся. Форум снова взбудоражил нас, заставил думать, спорить, обмениваться впечатлениями… Каждый искал в программе «свое» кино и порой находил его у кого-то из молодых или уже у признанных мастеров. Экзистенциальные притчи и философские драмы, маскулинные зарисовки с натуры и кокетливые женские «акварельки» — всему нашлось место в калейдоскопе игровых, документальных и анимационных картин.

Фильм  «Атлантида» стал событием программы «Горизонты» на Венецианском кинофестивале.
Кадр из фильма.

Как и в прошлые годы, многие картины основного конкурса игрового кино породнила тема поиска героями своей идентичности в большом мире. Главный герой фильма «Босоногий бегун» (режиссер Мирлан Абдыкалыков, Кыргызстан) — провинциальный школьник Жекшен. Он остро переживает развод родителей, мечтает, чтобы семья воссоединилась. Но это невозможно, так как отец Жекшена — алкоголик, о его пороке знают все, и он с ним давно смирился. Работает кое-как, пашет землю на тракторе «Беларус» без огонька и при любой возможности заглядывает в стакан. В какой-то момент у Жекшена обнаруживают талант бегуна, появляется надежда на то, что спортивная карьера как-то поможет изменить жизнь. Позже приезжает и его мать: она готова забрать мальчика в свою новую семью. Однако не всем мечтам суждено сбыться…

По словам программного директора фестиваля Игоря Сукманова, фильм Абдыкалыкова не является прямой экранизацией произведений Чингиза Айтматова, но явно обращается к его главному мотиву — распаду рода и семьи.

В украинской картине «Атлантида» Валентина Васяновича (она стала лучшим фильмом программы «Горизонты» 76-го Венецианского кинофестиваля) находим удивительный сплав жесткого натурализма и поэтического взгляда на реальность. Действие разворачивается в недалеком будущем — в 2025 году, и формально «Атлантиду» можно назвать антиутопией, хотя она сохраняет все приметы реалистического рассказа. Режиссер предлагает свой прогноз дальнейшей жизни в Донбассе после военного конфликта. Местный природный ландшафт отравлен. Многие предприятия разрушены или закрыты. Люди растеряны. Жизнь нужно начинать заново…

К европейской традиции антидетектива обращается грузино-российский фильм «Преступный человек» режиссера Дмитрия Мамулия (в этой работе некоторые критики увидели и отсылки к картине «Однажды в Анатолии» турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана). Главный герой, став свидетелем убийства знаменитого вратаря футбольной команды, постепенно сам становится преступником. Хотя, как говорится, ничто не предвещало. Медлительный и медитативный фильм не дает ответов на причины внутренних метаний главного персонажа.

В картине Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста», ставшей победителем Московского кинофестиваля, критике подвергается сегодняшняя установка на успех любой ценой. Герой истории — мелкий банковский служащий Канат — человек со стержнем. Жаль, что фильм несколько дидактичен и прямолинеен, а его диалоги не блещут лексической изобретательностью. Чего не скажешь о новой работе Валерии Гай Германики «Мысленный волк». Сценарист фильма Юрий Арабов вновь задал зрителям непростую задачу и предложил лихой постмодернистский ребус, похожий то ли на страшную сказку, то ли на панковский прикол. Диалоги тут — блеск, можно заслушаться. Только не совсем понятно порой, к чему они ведут. По мнению многих критиков, актриса Юлия Высоцкая сыграла здесь одну из лучших своих ролей за последнее время. Насыщенное изображение, виртуозная операторская работа, музыкальное решение, лихой саспенс — все работает на образ фильма, который будоражит и раздражает одновременно. Мать и дочь с маленьким ребенком долго бредут по лесу, опасаясь волков, после проводят время на отдаленном хуторе с романтическим названием Небылое, переживая нападения страшного чудовища и общаясь с местными жителями. Мать хочет продать хутор, а после передумает. И в этой ее изменчивости мы видим отблеск и другой работы Высоцкой — Раневскую из «Вишневого сада». В любом случае «Мысленный волк» — это работа какой-то новой, повзрослевшей Гай Германики.

МНЕНИЯ

О маленьком человеке замолвите слово

Известный кинокритик, член жюри основного конкурса Лариса Малюкова делится своим впечатлением о программе фестиваля:

— У «Лістапада», безусловно, есть свое лицо. Тут, наверное, очень талантливые отборщики. Они отбирают картины какого-то особенного качества. Это фильмы о нашем современнике, о маленьком человеке, живущем в очень разных условиях. Мы в основном видим сцены нестоличной жизни, как зачастую и на других европейских кинофестивалях. Это картины жизни повседневного Парижа или Берлина, какие-то небольшие городки, выхваченные куски не всегда привлекательной жизни. Не всегда это драмы в классическом кинематографическом варианте. Зато тут есть, как мне кажется, пульс и веяние самой жизни.

— Можно сказать, что эти фильмы объединяет тема безвременья, разрыва поколений? Мы не видим в них активного героя действия?

— Если говорить о недостатках ряда картин, то некоторые сняты в стилистике 1990-х. Но мы не можем требовать от кинематографистов того, чего мы не видим в реальности. Вы говорите об активном действенном герое? А откуда ему взяться? Это герой другого времени, а мы продолжаем жить в эпоху распада, и она еще не закончилась. Только сейчас некоторые постсоветские страны пытаются обрести какую-то почву под ногами. Мы видим, что некая видимость баланса, уверенность в завтрашнем дне присутствуют в отдельных современных российских картинах, которые выходят в прокат, но оказывается, что это не работает на искусство. В этом русле и в этой парадигме не создано ничего существенного. Есть картины с героическими персонажами, однако они не относятся ни к категории искусства, ни к категории правдивых отношений. Человек страдающий, переживающий выглядит более живым, он трогает художника гораздо больше, потому что сам художник сегодня находится в сложной ситуации.

Это уже настоящий фестиваль

Актер, режиссер и продюсер, член жюри основного конкурса Владимир Янковский считает, что фестиваль становится более европейским:

— «Лістапад» за последнее десятилетие изменился очень сильно. Он стал настоящим фестивалем. На мой взгляд, раньше он был все-таки больше таким постсоветским помпезным действом в стиле концертов «Товарищ кино», когда ездили по городам и весям советские артисты и показывали концертные номера. Да, в Минск приезжало много советских звезд. Простому зрителю это было, конечно, приятно, но фестивалем в общепринятом мировом смысле «Лістапад» еще не являлся. Сейчас у него есть точная фестивальная структура, которая мне нравится. Все продумано, все очень четко. И так как фестиваль сконцентрирован на кинематографе постсоветского пространства, можно заметить в конкурсных картинах какие-то общие черты. Они отображают всем понятные чувства после распада большой империи. Не люблю публично оценивать работу коллег, но были работы просто выдающиеся.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter