Палитра, кисть, мазки: что общего у рисования маслом и шоколадом

И загляденье, и объеденье

Засыпанные снегом ели, мостик с покосившимися перильцами над полузамерзшим ручьем, уютный домик с приветливо светящими окошками — изображения на картинах вызывают теплые ностальгические чувства. Возможно, они покажутся незатейливыми и не слишком сложными в исполнении, но только до тех пор, пока не поймешь, что в роли и холста, и красок выступает… шоколад. Мастера росписи шоколадом приоткрыли корреспонденту «Р» некоторые секреты своей уникальной профессии.

Роспись шоколадом требует полной сосредоточенности.

Пейзаж в шоколаде

В нашей стране «шоколадных» мастериц только четверо, и все они создают свои творения на одном кондитерском предприятии. Тишина, стерильная чистота, волнующий аромат какао и полная сосредоточенность — так выглядит комната для их ручной работы.

— Фактически направление росписи шоколадом зародилось, когда наше предприятие стало принимать участие в конкурсах, — рассказывает Наталья Кулак, самый опытный мастер. — Очень хотелось удивить, продемонстрировать возможности фабрики и свое мастерство, поразить всех чем-то необычным. Я училась в художественной школе, вот и пришла в голову идея в шоколаде воплотить любимые пейзажи. Шоколадные картины имели большой успех, так что это направление решили развивать. Было сложно — технологии пришлось разрабатывать с нуля. На предприятии, в мастерской, делали первые шаги, продвигаясь вперед методом проб и ошибок, ведь подобному нигде не учат! Это очень узкая специальность.

Детали создают образ.

Холстами мастерам росписи шоколадом служат плитки, отлитые из горького десертного шоколада с 56-процентным содержанием какао-продукта. Основная краска — белый шоколад. Все остальные оттенки получаются за счет смешивания этих двух базовых цветов.

 — В художественной школе я рисовала акварелью, позже училась писать маслом, — продолжает Наталья. — Рисование шоколадом немного похоже — палитра, кисть, мазки… Как и при создании картин, сначала выполняется дальний план, фон, а уже затем основной рисунок. Ведь просто домик — это скучно. А вот когда он стоит в лесу, над ним проплывают облака, рядом течет ручей — пейзаж будто оживает. Затем выписываем детали. Например, свет в окошке дает понять, что в домике кто-то живет, такие мелочи и создают образ.

Сюжетом для шоколадных картин становится все, что поражает воображение и производит впечатление, — все-таки мастера росписи шоколадом в первую очередь художники. Для работы здесь ищут не кондитеров, а тех, кто не боится пробовать новое: для творчества нет никаких границ.

Перо и корнетик

Первоначально при работе над шоколадной картиной создается эскиз. Затем рисунок переносится на плитку — очень осторожно, ведь шоколад весьма чувствителен к внешним воздействиям, а каждая лишняя черточка будет потом отчетливо видна. Приспособлением, похожим на чернильное перо, только немного шире, делается набросок. Прежде чем приступить непосредственно к нанесению шоколада, каждый штрих следует досконально обдумать, ведь потом действовать придется очень быстро.

В качестве декора использованы цветочки василька, семя льна.

— Объемные детали, например бревнышки домика, перила мостика, делаем заполнением, — в руках у Натальи кулечек из специальной бумаги, так называемый корнетик. — Шоколад выдавливается через узкое отверстие. Работать нужно быстро, ведь он моментально застывает. Если пытаться на ходу менять картинку, раздумывать над ней, шоколад охладится на градус-два или, наоборот, перегреется в руках, потечет — придется вновь выливать его в темперирующую машину.

Эта машина — металлический сосуд, в котором поддерживается нужная температура шоколада. Оптимальная для белого — 28 градусов, для горького — не выше 31. Если нагреется чрезмерно, то потом он, конечно, застынет, однако со временем может «поседеть».

Лишнюю шоколадную черточку на картине можно просто осторожно снять, когда она застынет, но если дефект существенен, творение отправится на переплавку.

Наталья любит писать пейзажи.

Для менее объемных деталей корнетик сворачивают туже, чтобы отверстие было меньше. А при выполнении фона, облаков, легкой волны, листочков деревьев используются обычные кисточки. Точно в краски, их макают в шоколад разных оттенков, смешанный на палитре, и рисуют, как на обычном холсте, — чисто художественная работа.

— Бывает, нам требуются другие цвета, не из шоколадной палитры, например, желтый для света в окошке домика или синий для волн, — делится секретами Наталья. — Тогда в шоколад вводится натуральный пищевой краситель. Но это происходит только при крайней необходимости, мы предпочитаем обходиться без добавок.

В качестве подручных материалов могут использоваться цветочки василька, семя льна — скажем, для придания достоверности изображения пшеничного поля.


Такие важные мелочи

Разделения труда среди мастеров росписи шоколадом нет, каждый сам рисует свою картину от начала до конца — кто-то быстрее, кто-то медленнее. На изготовление одного произведения обычно уходит день-два, но бывает по-разному.

— Если придет вдохновение, можно и за полчаса сделать, — утверждает мастер. — Случается и такое, что нужна творческая передышка. Картину со множеством мелких деталей невозможно выполнить быстро, работа над ней может длиться и несколько дней. Многое зависит и от размера «полотна»: мы делаем картины формата А4, а также 40 на 60 сантиметров. Иногда бывают и вовсе большие — разумеется, для их изготовления нужно больше времени. Работа очень сложная, но упрощать картину нет смысла: теряются мелкие детали, за счет которых изделие выигрывает.



Наталья специализируется по пейзажам, а еще любит работать в черно-белой гамме — например, изображая ретромашины.

Цена этих произведений кондитерского искусства, конечно, отличается от стоимости обычной плитки. 750-граммовый пейзаж или натюрморт стоит около 40 рублей, полуторакилограммовый — 90 рублей, а цена большого «полотна» может достигать 300 рублей. Срок годности объемных картин из шоколада — около года, но любоваться ими столько времени специалисты не советуют: во-первых, шоколад отлично впитывает запахи, а во-вторых, может подтаивать, терять форму. Лучше насладиться визуальным и вкусовым великолепием вскоре после изготовления.

В планах мастериц, которые с удовольствием берутся за все новое, — освоить изготовление объемных моделей дворцов, замков, карет.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter