И за Тараса, и за «Парнас»

Если  у  вас  украли  песню  или  рассказ,  требуйте  компенсацию

Если  у  вас  украли  песню  или  рассказ,  требуйте  компенсацию

Общаюсь с людьми и удивляюсь, какой талантливый у нас белорусский народ, чего только не придумает. Наверное, если порыться на бабушкиных чердаках, не одного «Тараса на Парнасе» можно найти. Одна беда: не умеем на своем таланте зарабатывать. У нас ведь как: написал стихотворение — подарил и забыл, а за границей — написал и продал. А в последние годы то там, то здесь читаешь объявления, мол, присылайте на конкурс свои стихи, песни, рассказы. Если понравятся — оценим, заплатим. Платят единицам, а на остальных, бывает, зарабатывают, пригребая к рукам объекты авторского права. В очередной раз столкнувшись с такой ситуацией, подумала: а почему мы, собственно, миримся с произволом?

Впервые эта мысль пришла в голову  пару лет назад. Однокурсница к журналистике особой любви не испытывала, зато могла переделать любую песню или стихотворение, сочинить отличную шутку в стиле КВН. Комедийный потенциал был огромный, так чего ему зря пропадать? Сгенерировали идею — послать лучшее на популярное комедийное шоу. А потом слушали ее песни-шутки с экрана телевизора. Думаете, заплатили? Как бы не так. Ругаться с распорядителями шоу автор так и не решилась, не видела смысла. Мы же, подруги, еще некоторое время возмущенно задавались вопросом, сколько талантливых ребят «прокатила» эта программа, а потом оставили пустое.

Вспомнить этот случай заставила новая неприятная история с продолжением. С извечным «что делать?» позвонил близкий друг и рассказал, как искал дополнительный доход. В Интернете нашел объявление о приглашении на работу копирайтеров (попросту говоря, журналистов, пишущих рекламные тексты и слоганы). Потенциальные работодатели прислали несколько пробных заданий, а потом окончательный ответ: «Вы нам не подходите, не тот стиль». Был бы на этой истории конец, если бы через пару дней материалы не появились на сайтах, которые обслуживала эта самая копирайтерская контора. Посовещавшись, решили, что нужно звонить в фирму и требовать оплату. Предварительно сохранив и сфотографировав Интернет- странички, так и сделали.

Настал их черед совещаться. На следующий день менеджер вынес вердикт: заплатить за два рекламных материла… 9 тысяч рублей. Непосвященный, может, в этом ничего такого не увидит. Но я в кругу копирайтеров вращаюсь давно, поэтому знаю: таких цен нет и никогда не было. Скажу по секрету, что легальная фирма, как правило, покупает материал у автора за 25—30 долларов, а компаниям продает в 3—5 раз дороже. Есть понятие «адаптация», когда копирайтер переделывает уже существующий текст, но не меньше, чем за 10—15 долларов. Другу бы сразу понять, что это «развод», ведь ни одна уважающая себя фирма не присылает пробные задания, касающиеся актуальных тем. Обычно это что-то типа «прорекламируйте принтер 2004 года выпуска», который в 2008-м переживает старческий возраст. Но откуда ему об этом, собственно, знать?

Участвуя в этом конфликте, думала о том, что ведь мы, белорусы, — люди не только талантливые, но и мирные. Хитрой фирме просто бы извиниться и придумать удобоваримую отговорку, и уж в любом  случае, конечно, не жадничать. Нас, возможно, и на слезу бы пробило. Вместо этого они ни разу не сказали «извините», предложили смешные деньги и переговоры вели совсем не дипломатично.

Поэтому ничего не оставалось, как обратиться за консультацией к юристу, который объяснил, что здесь грубо нарушена статья 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах», которая устанавливает, что автору принадлежат исключительные права на распространение, публикацию, продажу и другие манипуляции, связанные с собственным произведением. Не важно, рекламный это материал, музыка или хореографическая постановка.

Следующий шаг — заказное письмо, в котором друг указал, что в связи с нарушением такого-то закона он требует 350 тысяч рублей моральной компенсации и оплату самих материалов. Почему именно заказное письмо, а не звонок по телефону? Объясняю.  Все действия должны быть легкопроверяемы, письмо пришло — получатель расписался. Вся переписка и Интернет-странички сохранены, разговоры записаны на диктофон.

Как отреагирует фирма, я пока не знаю, но уже сейчас очевидно, что вся эта история грозит ей неприятностями. Если она сразу не пойдет на мировую, у приятеля есть самые серьезные намерения передавать дело в суд. Скажите, зачем трепать нервы из-за двух материалов? А как по-другому? Только представьте, сколько людей, сами того не ведая, работают на эту компанию! А теперь представьте, сколько таких «умных» фирм в самых разных областях.

В этой истории у меня возник вопрос о правовой культуре рядовых белорусов. Уверена, что эта контора с вышеупомянутым законом прекрасно знакома, только живет, по-видимому, в счастливой уверенности, что «лохи» о нем и не слыхивали. Была бы это благотворительная организация — ей свой текст и подарить не грех, но раз уж так кто-то зарабатывает деньги — это совсем другой разговор. Бороться с такими «товарищами», по-моему, благое занятие. И лучше это делать сообща.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter