И юный юань впереди?..

Несколько слов о капиталистическом соревнованииДалеко ли ушли наши либералы – даже самые продвинутые – от своего босоногого пионерского детства?Могут ли – разбуди их среди ночи – спеть: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым»?Хранят ли – и в каком сейфе? – свой партийный билет с профилем Ленина, лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и отметками об уплате членских взносов?На все эти риторические вопросы совсем недавно мы получили однозначный и исчерпывающий ответ. Да, хранят. Да, могут. И ушли совсем недалеко.

24 октября на Всероссийском съезде железнодорожников сам господин Чубайс, сверхэффективный ваучер (то есть менеджер) из РАО «Единые энергетические системы России», вызвал господина Якунина, главу РАО «Российские железные дороги», на капиталистическое соревнование. Только собирать призвал не металлолом и макулатуру, а зарубежные неправительственные инвестиции (впрочем, на фоне падения доллара вполне и за макулатуру сойдет). И ни много ни мало пообещал пионер Чубайс этих инвестиций собрать аж целый триллион рублей (в тех же долларах это примерно 40 миллиардов получается).
Пионер Якунин тоже в долгу, оказывается, не остался – пообещал аж в четыре раза больше, то есть 4 триллиона рублей.
Директор школы, услышав такое, разумно поблагодарил инициативных подопечных, но посоветовал им не слишком зарываться – а то в погоне за макулатурой вообще из дома всю бумагу вытащат: от семейной библиотеки до ценных документов…
Ведь опыта по части разного рода приватизаций-прихватизаций Анатолию Борисовичу и его команде не занимать – неужели тут интересами государства и народа озаботились? Ведь это ему, Чубайсу, принадлежит знаменитый рыночный афоризм: «Вещь на рынке стоит столько, сколько за нее дают». Неужто не читал хотя бы записок Гиляровского о Хитровом рынке, как там организованные шайки облапошивали доверчивых продавцов: устраивали вокруг них «карусель», сбивая цену, и даже специально портили вынесенный на продажу товар?
Неужто незнакома Анатолию Борисовичу и народная мудрость насчет таких «рыночников», которые готовы «мать родную продать» – лишь бы нажиться на этом? А ведь именно такой распродажей родных и близких, по сути, занимались все «приватизаторы» 90-х годов. Да еще под песни о «двух «Волгах» за ваучер»…
Вот и сегодня российские генерирующие мощности благодаря эффективному управлению Чубайса продаются «зарубежным инвесторам» ниже расчетной себестоимости и примерно в 1,5–2 раза ниже европейских цен. То есть торгуем себе в убыток, и, чует мое сердце, не слишком далек тот день, когда эти мощности нашему государству придется выкупать у «эффективных иностранных собственников» совсем по другим ценам – как это уже было сплошь и рядом в той же нефтяной отрасли (началось с «Севнефти» Андрея Петровича Вавилова, закончилось – пока? – «Сибнефтью» Романа Аркадьевича Абрамовича).
То есть не триллион в прибыль надо считать от такой торговли, а минимум полтриллиона в убыток.
Но может быть, обещанные четыре триллиона Владимира Якунина обещанному чубайсовскому триллиону не чета? Может быть, там будут привлечены реальные инвестиции? Все-таки никто пока наши железные дороги на феодальные корпорации не делит, и рельсы стальной сетью по-прежнему стягивают всю Россию – да что там Россию, все «постсоветское пространство»! – в единое целое. Хотя за годы «рыночной демократии» поизносилось все это хозяйство, но поезда продолжают ходить по расписанию, перевозя людей и грузы в назначенные им места.
А придут деньги зарубежных инвесторов – на них будут построены и новые дороги, и старые приведены в порядок, и изношенные вагоны-локомотивы заменит рачительный хозяин Якунин на самые современные…
Тем более, что наши железные дороги – гигантский ресурс развития, который при условии соответствующей модернизации может стать основным транспортным коридором между Юго-Восточной Азией и Европой, источником транзитных поступлений, размер которых оценивается от 10 до 15 млрд долларов ежегодно. Если мы допускаем на этот потенциальный рынок иностранных инвесторов, по какой-то причине не желая вкладывать сюда свои государственные средства, то совершенно понятно, кто это должен быть.
С одной стороны, «азиатский пул» во главе с КНР, с другой – «европейский пул» во главе с Германией. То, что РАО «РЖД» все последнее десятилетие активно сотрудничал с немецкой Siemens – точно так же, как «Газпром» сотрудничал сначала с RuhrGaz, а потом с поглотившим его концерном E.On, косвенно говорит в пользу данного предположения.
Точно так же, как названная Якуниным сумма иностранных инвестиций неподъемна ни для Siemens в частности, ни для Германии в целом. То есть следует предположить, что большую часть из заявленных Якуниным 160 млрд долларов вложит именно Китай. И это будут, скорее всего, не частные инвестиции. И, скорее всего, решения такого рода уже согласованы на самом высоком политическом уровне.
Если учитывать только экономические перспективы данного сотрудничества, возможное китайское присутствие на российских железных дорогах можно только приветствовать. А вот если задуматься о перспективах военно-политических, уже приготовленные для бурных и продолжительных аплодисментов ладони как-то сами собой застывают в воздухе…
Так что прав, наверное, президент Путин: осторожнее надо, ребята! Но услышат ли те эти разумные слова в задоре своего капсоревнования?

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter