12 июня театр Геннадия Гладкова "Территория мюзикла" представит новинку - шутовской рок-мюзикл "Страсти по Тилю"

И все–таки они вертятся

Четыре года назад на культурной карте Минска появилась новая точка. Неожиданно для коллег к театральному делопроизводству подключились бывший режиссер Белорусского государственного музыкального театра (в народе музкомедии) Анастасия Гриненко и бывший артист тех же подмостков Дмитрий Якубович. На пару они создали «Территорию мюзикла» — первый (и пока единственный) на постсоветском пространстве театр, который существует под официальным патронатом российского мэтра Геннадия Гладкова. Многим проект виделся не иначе как авантюрой: мол, зачем нужна частная площадка для игр в мюзиклы и водевиль, если с этой задачей успешно справляется государственный театр? Но, несмотря на прогнозы скептиков, с мечтой об освоении местного музыкального пространства Гриненко и Якубович расстаться не пожелали, приняли решение играть. И сразу с козырной карты.

Дмитрий Якубович не только пристально следит за хореографической основой постановки, но и играет в ней главную роль.

Отправной точкой созданного ими театра стал мюзикл для детей и взрослых «Иохим Лис — детектив с дипломом»: именно спектаклями для семейной аудитории, многие из которых идут в музкомедии по сей день, артисты в свое время сделали себе имя. Постановка, в которой прозвучали музыка Геннадия Гладкова и стихи Юрия Энтина, положила начало плотному сотрудничеству режиссера Гриненко и знаменитого композитора. Впрочем, признается Анастасия, сам театр тоже возник с легкой руки народного артиста:

— Часто спрашивают, как получилось, что место прописки театра — Минск, а не Москва, его родной город. Дело в том, что еще в студенчестве мы играли мюзикл «Трубадур и его друзья» по мотивам «Бременских музыкантов» Гладкова, и потом перенесли увлечение его творчеством на профессиональную сцену. В музыкальном театре практически одной и той же командой поставили три его спектакля и за годы сотрудничества успели сдружиться с композитором настолько, что он предложил нам помощь и поддержку, если мы вдруг захотим сделать что–то свое. Так, заручившись его поддержкой, мы решились на эту авантюру.

Сейчас в репертуаре «Территории мюзикла» семь постановок (и это не считая музыкальных шоу–программ). Шесть из них — музыкального авторства Геннадия Гладкова. А значит, экономия, подсчитывает заместитель директора по развитию Ольга Николаевская, выходит существенной:

— В отношении авторских отчислений композитор дает нам эксклюзивные условия. Это позволяет существенно сэкономить наш и без того скромный бюджет и потратить эти деньги на развитие проекта — реквизит, костюмы, рекламу.

Артисты и руководство не скрывают: для того чтобы остаться на плаву, «Территории мюзикла» и другим частным театрам, не подкрепленным особой системой дотаций вроде налоговых льгот и помощи меценатов, остается путь почти единственный — рекламировать себя изо всех маркетинговых сил.

— Не буду отрицать: конкуренция с государственными театрами огромная, а потому мы очень нуждаемся в том, чтобы о нас больше знали. В гостеатры зрители идут по умолчанию, они всегда на слуху. А что делать частным, негосударственным сценам? Благо народная молва — самая лучшая реклама.

Однако материальные трудности — лишь вершина айсберга, с вопросами финансирования рано или поздно сталкивается любой театр независимо от его статуса и месторасположения. Главная проблема «частников» — отсутствие собственной технически оснащенной площадки. Все четыре года театр арендует сцену Дворца культуры профсоюзов. Репетиции же проходят на площадке в разы скромнее — маленьком зале гимназии–колледжа искусств имени И.О.Ахремчика. И если на голом постановочном энтузиазме продержаться еще можно, то без просторного зала театру никак не обойтись, вздыхает Ольга Николаевская:

— Увы, сцен, где мы могли бы поселиться, очень мало. Как арендная площадка Дворец культуры профсоюзов нас устраивает целиком и полностью — хорошая сцена, центр города. Но все равно мы там гости, и это, конечно, накладывает свой отпечаток на работу труппы. Например, планировать репертуар так, как удобно нам, мы не в состоянии. Приходится подстраиваться под афишу дворца. Репетиции на их сцене мы себе позволить не можем, очень дорого. Спасибо гимназии–колледжу, подсобили пусть с небольшим, но таким нужным нам залом.

Пока актеры вынуждены тесниться  в зале гимназии-колледжа им. Ахремчика.

Сейчас здесь, в репетиционном классе легендарного «Парнаса», артисты днями напролет оттачивают грядущую новинку — шутовской рок–мюзикл «Страсти по Тилю» по пьесе Григория Горина. В 1974 году эта постановка (проходившая в афише под названием «Тиль») открыла новую, современную эру московского Ленкома и стала первой поставленной на легендарной сцене молодым режиссером Марком Захаровым. Тягаться с мэтром российской сцены Анастасия Гриненко, впрочем, не собирается:

— Наш новый мюзикл — не документальная или историческая постановка, а театральное размышление на тему. Конечно, драматургический материал очень тесно связан с режиссурой Захарова, конкурировать с которой практически невозможно, да и не нужно. «Страсти по Тилю» — это наше высказывание, трактовка пьесы и музыки с позиции сегодняшнего дня.

Первыми «Страсти...» увидят минчане: премьера намечена на 12 июня. Затем труппа отправится в Калугу. Уверенно держаться на плаву коллективу помогают именно гастроли. В планах прокат старых спектаклей и премьера. В «Территории мюзикла» вздыхают: залог выживания только в активности. Вертеться с бешеной скоростью частные инициативы, зависящие от качества и сборов, заставляют неравные условия на театральном рынке, не скрывает режиссер Гриненко:

— Важно понять и принять, что театральную среду и ее эстетику формируют в том числе и негосударственные проекты, студии, творческие объединения и труппы. Они тоже встроены в культуру и востребованы зрителем. Но пока, к сожалению, нам все еще приходится доказывать свою состоятельность и отстаивать право на театральный эксперимент.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter