И все краски современности

Полмесяца на купаловской сцене стучали и прогибались доски декораций...

Полмесяца на купаловской сцене стучали и прогибались доски декораций, щедро лилась вода, мужчины раздевались донага. Шла международная часть театрального фестиваля «Панорама».

С каждым днем крепло уважение к тем, кто очень удачно сформировал программу. Она оказалась подобранной на любой образовательный уровень и на любой вкус. Во-первых, здесь не было дешевых драматургических поделок, которые необходимо раскрашивать мастерством режиссера, чтобы как-то прикрыть слабую пьесу. Во-вторых, в каждой работе актеры блистали высоким уровнем игры. В-третьих, минской публике показали мирового уровня театр и его мастеров.

Ведущие фестиваля перед началом очередного спектакля называли престижные награды, которых тот удостоился. Часто это была российская «Золотая маска», а еще европейское признание. Так, представляя уже хорошо известного у нас литовского режиссера Оскара Коршуноваса, сказали, что он лауреат премии «За создание новой европейской действительности». Что это такое, никто не знает. И чем на сцене эта европейская действительность отличается от нашей постсоветской, тоже неизвестно. Понятно одно: у режиссера есть свой фирменный стиль, которого нет у других. В данном случае это улавливание ритмов современной жизни.

В его спектакле «Сон в летнюю ночью» все звучит, движется, спешит, дышит. Особенно хороша звуковая голосовая партитура, создаваемая без единого музыкального инструмента. Музыка рождается детским лепетом, гудением, шепотом, сексуальными вздохами, жужжанием… Дух студийности создают очень молодые и тренированные актеры. Костюмы только современные. Оформление минимальное. В данном случае доски-щиты. Вокруг этих досок, на них, под ними, за ними 16 актеров творят очень забавное и заразительное зрелище, вызывающее в зрительном зале восторг.

Модный сегодня в мире латвийский режиссер Алвис Херманис берет совсем другим: чувством узнавания и родством по судьбе. У него постоянный интерес к русской литературе. Вместе со своей постоянной художницей Моникой Пормале он создает подробности быта с помощью антикварных вещей. Одним воспроизведением ушедшей эпохи (в спектакле «Соня») он не ограничивается. В коллекции полузабытого и смешного сегодняшнему поколению человеческого жилья нет издевки и иронии. Есть сочувствие, понимание. Играют два актера. У одного обилие слов. Он читает текст повести писательницы Татьяны Толстой. Другой не произносит ни слова. Но в этом молчании, помноженном на простые физические действия, полно смысла, да такого, от которого комок подкатывает к горлу.

Не скрываю своего настороженного отношения к театру Льва Эренбурга, который работает в Санкт-Петербурге, а ставит спектакли повсюду. «Гроза» по пьесе А. Островского приехала из Магнитогорска. Знатоки давно уже в восторге от ее просмотра на видео. Эренбург слегка переиначил пьесу и сделал вполне фестивальный коммерческий спектакль с «клубничкой» и «малинкой». Помимо шокирующих моментов, в нем много талантливой выдумки и искренней, смелой актерской игры. Почерк этого режиссера можно определить как чувственный, когда отсутствуют всякие запреты. Совокупление, раздевание донага, беспробудное питие. Поклонники этой «Грозы» считают, что это спектакль о нашем времени, которое лишено совести, идеалов, нравственности. Я не поклонник. Я зритель, которого не радует чувство безысходности.

Следующие крупные и знаковые фигуры фестиваля — режиссеры Питер Брук и Джорджо Стрелер. Об их творчестве в мире написаны сотни книг. Минчане получили возможность познакомиться с их спектаклями. Интересно, что, по мнению многих наших продюсеров, Европе должен быть интересен спектакль чернушный, где можно порадоваться падению славянской души через водку и блуд. А вот европейские признанные мастера уже давно делают работы без злобы и сарказма, пессимизма и депрессии, стараясь вовлечь зрительный зал в театральную игру. Они понимают: чтобы заполнить какое-то пространство (например, классическую пьесу), надо иметь на это право. Право сказать что-то принципиально новое.

Например, итальянец Джорджо Стрелер показывает душу ребенка в теле взрослого человека. Англичанину Питеру Бруку давно за восемьдесят, а он мыслит вполне современно и свежо. У одного театр масок, у другого — театр метафизический. В сегодняшнем мировом театральном пространстве это одинаково востребовано.

Актриса из Швейцарии в спектакле Питера Брука маленькая, немолодая, некрасивая, очень похожа на парижского воробушка Эдит Пиаф. И как у великой певицы, у нее такое же мощное воздействие на зал. В спектакле Стрелера по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» есть возможность увидеть знаменитую комедию дель арте (искусство импровизации) в чистом виде, почти в таком, как к этому привыкли в Венеции. Главную роль Арлекино там играет семидесятивосьмилетний артист, который не уступает ее никому несколько десятилетий. А маски у итальянцев сделаны так, чтобы казались актеру собственной кожей. Словом, все по-настоящему, потому и играют эти европейские артисты классно.

Два оригинальных проекта фестиваля «ON-LINE» и «SOUND» обещали быть обнадеживающей альтернативой всему, что в государственных репертуарных театрах считается рутиной. Но революции не произошло. Демонстрация творчества молодых драматургов и режиссеров оказалась практически беспомощной. За редким исключением. Зато порадовали поющие артисты минских театров. У большинства из них имеются свои получившие известность группы. Жаль, правда, если многочисленные поклонники таких коллективов, как «ДетиДетей», «Серебряная свадьба» или «Нака», будут знать талантливых драматических артистов лишь по пению в клубах и на престижных презентациях. Пусть бы их популярность приводила их фанатов в театральные залы.

Фестиваль закончился. Осталась надежда, что Минск через два года увидит новую «Панораму», еще более интересную.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter