И вот пришел мсье Годо…

Второй  театральный  молодежный  форум  «М.art. контакт»  в  Могилеве  собрал  12  спектаклей  из  пяти  стран

Второй  театральный  молодежный  форум  «М.art. контакт»  в  Могилеве  собрал  12  спектаклей  из  пяти  стран

Фестивальная команда Могилевского драматического театра, возможно, сознательно отказалась от приглашений «фестивальных спектаклей» с узкой проблематикой, усложненной формой и абстрактно-эстетским адресом. Город пожелал подарить своим зрителям яркие, талантливые зрелища, понятные простым  любителям театра, душевные и обнадеживающие. А заодно и позвать белорусских режиссеров, педагогов, критиков, чтобы они пообщались, поспорили, поучили молодежь на мастер-классах. 

На утренних обсуждениях прошедшего дня скрещивали шпаги все, кто пожелал. Молодежь почти ежедневно собирала отклики зрителей и выпускала свою газету, порой с альтернативными мнениями. Завязывались творческие контакты. Стены, отданные под граффити, покрывались веселыми и радостными надписями, пожеланиями и даже стихами. 

Культовых личностей,  избалованных славой звезд не было. Шли консультации мастеров, семинары по молодой белорусской драматургии и режиссуре. Своеобразный смотр нового юного театрального поколения: смотрите, кто пришел. Конечно же, до Могилева доехали далеко не все, кто хотел и был приглашен. Остались надежды на будущий год. Радовало желание организаторов форума ничего не отвергать и не лакировать, не разжигать страсти престижными наградами. Много внимания было уделено модной сейчас пластике. Ежедневно со всеми желающими проводили практические занятия профессор из Санкт-Петербурга Юрий Васильев, балетмейстер Штутгартской академии из Германии Владимир Хинганский и режиссер из российского Центра Мейерхольда Валентин Мороз. 

Значение таких занятий связано с повсеместным желанием наших театров делать спектакли музыкальные, пластические, соревнуясь с балетом, но сохраняя при этом мастерство слова. Такая цель на форуме была подтверждена и показанными спектаклями — такими, как «Сымон-музыка» наших купаловцев, «Мыльная опера» наших коласовцев, «Одинокий фокстрот» петербуржцев и «На языке страсти» актеров из Германии. 

Лихо дрались на шпагах и читали стихи киевские артисты в «Сирано де Бержерак», поднимались и прыгали на лестницах, заставляя зрителей, как в цирке, охать от страха. Да и в других работах часто приходилось внимательно слушать и управлять своим телом, не теряя смысла исполняемой роли. Как сказал в своем интервью работающий по всему миру хореограф Хинганский, с западными учениками работать трудно, а белорусские просто рвутся к работе.  У них безумное желание впитать в себя все, и самоотдача вырастает мгновенно. 

В Могилевском драматическом театре сейчас много молодых артистов без серьезного профессионального образования, и они фактически не пропускали ни одного занятия, ни одного спектакля. Хозяева завершали форум армейской историей «Билокси-блюз», чисто молодежным спектаклем, где в результате недельного театрального праздника так собрались, объединились, что поставили жюри перед выбором: а не дать ли Могилевскому драматическому театру во второй раз Гран-при. В прошлом году этой престижной награды была удостоена могилевская притча «Я твоя невеста». 

О сохранении чувства собственного достоинства в армейских условиях повествовал не только американский блюз, но и приехавший из далекого Челябинска Новый художественный театр со своим «Чмориком». Как они о себе говорят, «самый молодой, самый бедный, самый бездомный театр Сибири». И при этом очень любимый своим городом. Критики жестко отнеслись к показанному спектаклю, но его горячо приняла и защищала могилевская молодежь, которую искренне тронула вера в добро, в человека, в его способность к духовному возрождению. Спектакль не об армии, спектакль – о людях. Как посчитали зрители, о мегаважных идеях: о Боге, всепрощении, личностном долге. 

Привезенный из Москвы спектакль «Гедда Габлер», поставленный в прошлом белорусским, а ныне российским молодым режиссером Ириной  Керученко, был сделан в модной манере европейского театра, жестко и современно, но совсем не очаровал ни зрителей, ни критиков. Высокий профессиональный уровень, к сожалению, не был согрет искренним теплом. Одна умненькая зрительница была возмущена гипернарциссизмом главной героини. Другие посчитали работу слишком элитарной для Могилева или скучной и ругали классическую пьесу Генрика Ибсена, называя ее очень слабой. Вот как может неудачный спектакль скомпрометировать даже великого автора. 

Поэму Якуба Коласа «Сымон-музыка» многие приняли за пьесу и не заметили, как много яркого, зрелищного, театрального обнаружил в этом материале режиссер Николай Пинигин. Хорошие белорусские актеры сделали свое дело. Не избалованный национальным театром, могилевский зритель был восхищен умелым сочетанием музыки, пластики, поэзии и метафор. 

И вот, наконец, пришел мсье Годо. «В ожидании Годо» называется пьеса классика театра абсурда Сэмюэля Беккета. Никто не знает, кто такой Годо и придет ли он когда-нибудь. На театральном языке это символ вечного ожидания, надежды на лучшее. Артисты в разных странах, в том числе и наши, любят играть эту пьесу. Она о чудаках, дураках, философах. Из Львова приехал театр имени Леся Курбаса и сыграл своего Годо как клоунаду. Клоунов все любят. Они всегда смешные и немного грустные. Вот и в этом спектакле мы смеялись над героями, жалели их, сочувствовали им. И это целых три часа. Спектакль – импровизация. Если зрители хорошо настроены, то актеры могут его играть и дольше. Украинский язык исполнения не вызывал никаких затруднений для восприятия. Единодушный вердикт: Годо, а вместе с ним главный приз Гран-при переселился во Львов. 

А в Могилеве уже готовятся к следующему молодежному театральному форуму, расширяя его наполнение и участие других стран. Все хотят увидеть лучшее. Ведь мы, как говорит реклама, этого достойны. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter