Корреспондент «Р» попыталась проникнуть в квартиры пенсионеров под видом соцработника

И вот что нам открылось

Если раньше выражение «святая простота» носило умилительный и трогательный смысл, то сегодня так пренебрежительно называют людей чересчур доверчивых — это качество нынче не в моде. А кто у нас больше всего подвержен манипуляциям и давлению со стороны? Оказывается, пенсионеры. Этим умело пользуются мошенники — под видом сотрудников разных служб они проникают к пожилым людям и, выбрав момент, воруют деньги и ценности. И сколько ни говори бабушкам и дедушкам, что нужно быть осторожнее — они, к сожалению, порой игнорируют это предупреждение. Корреспондент «Р» под видом соцработника попыталась проникнуть в квартиры к пенсионерам.

На улице солнечно и очень тепло, поэтому бабушки не упускают возможность поворковать о насущном на лавочках у подъезда.

 Наживка для старика


Недавно в одном из домов, что находится в Партизанском районе Минска, обокрали старушку. Мошенники, к слову, цыганской национальности, прикинулись поч­тальонами, принесшими женщине пенсию.

Узнав об этой истории, я решила устроить проверку именно в Партизанском районе. Даю пенсионерам фору — наверняка многие соседи знают пострадавшую бабушку и ни раз «охали и ахали» над ее бедой. Поэтому относиться ко мне, темноволосой смуглой незнакомке, будут с опаской. Но я, поверьте, актриса хоть куда, так что проверим, кто кого.

С участковым Евгением Хомичем, который будет меня «страховать», встречаюсь неподалеку от дома на улице Антоновской, 12. Старший лейтенант немного нервничает, наверное, переживает за своих подопечных. Но я их обижать, конечно, не собираюсь — лишь сыграю роль соцработника.

Участковый уверен: пенсионеры у нас доверчивые. Конечно, есть настороженные, которые даже милиционеров не пускают в подъезд.

 Что за шум, а драки нет?


На улице солнечно и очень тепло, поэтому бабушки не упускают возможность поворковать о насущном на лавочках у подъезда. Старший лейтенант тут же предлагает: «А попробуй начать с них, может, пустят в свои квартиры». Вызов принят: достаю из сумки блокнот, ручку, надеваю на лицо дежурную улыбку и подхожу к компании старушек. Милиционер, естественно, прячется за углом.

— Здравствуйте, бабушки. Я из управления соцзащиты, теперь буду отвечать за ваш дом. Давайте познакомимся, посмотрю, как вы живете. Может, помощь нужна?

Троица заулыбалась и начала причитать:

— Ой, деточка, а чем ты нам поможешь? У меня вот холодильник сломался, можешь починить? — спрашивает одна.

— А у меня сын в долг взял и все никак не отдает, — смеется другая.

Так мы общались пару минут — я с интересом слушала их проблемы и подначивала хоть одну провести меня в квартиру. Наконец, цель достигнута: Валентина Федоровна приглашает зайти. Но внезапно позади нас раздается громкий голос:

— А кто вам дал такое поручение? Покажите удостоверение, откуда вы? — дергает меня за руку высокая женщина, прогуливавшаяся неподалеку.

— Здравствуйте, — пытаюсь собраться я. — Из соцзащиты, проверяю, все ли в порядке у пенсионеров. Удостоверения пока нет — я молодой специалист, работаю по распределению.

— Тогда отпустите бабушку и езжайте отсюда, не надо нас тут допрашивать. Я сейчас милицию вызову, — кричит женщина и размахивает руками у моего носа.

Из образа я выходить не собиралась уже не из журналистского любопытства, а от злости — слишком уж хамоватой оказалась защитница. Но внезапно она достает мобильный и набирает 102. Теперь все, сдаюсь.

— Это социальный эксперимент, положите трубку, рядом ваш участковый, — настаиваю я и для убедительности показываю свой пропуск в Дом прессы с фотографией и должностью. Но высокая шатенка, кажется, меня не слышит и только бранится.

К счастью, подбежавший на крики Евгений Хомич всех успокоил. Бабушек, готовых меня впустить, пожурил, а Марину Михайловну похвалил за бдительность.

— Да никто вас в дом не позовет, — не унимается последняя. — Мы свою пенсию бережем. И телевизор смотрим — там показывают таких мошенников, которые притворяются добренькими, а потом обворовывают.

Ваши слова, Марина Михайловна, да пожилым людям в уши. На самом деле трое пенсионерок, сидевших на лавочке, сами признались — пустили бы без вопросов. А я ведь даже имени своего не назвала…

Полина Ивановна предлагает гостям чай.

Дважды мошенница


Наконец после всех передряг заходим в дом. Участковый показывает, в какой квартире живет пенсионерка  Полина Ивановна. Поднимаюсь на второй этаж, оставляя милиционера позади, и звоню в квартиру. Бабушка открывает мгновенно.

— Добрый день! Я из соцслужбы… — не успеваю договорить предложение, а меня уже впускают в квартиру.

— Очень приятно, прошу, проходите.

В однушке тесно: коридор и комнаты завалены вещами. На столе лежат документы и деньги — на глаз, рублей 150. Решаю проверить на Полине Ивановне свои «приемы» и прошу принести воды. Бабушка ковыляет на кухню, по дороге спрашивая, не хочу ли я чай или кофе. За это время я бы успела не только прикарманить деньги, но и прошерстить полки серванта.

— Полина Ивановна, а зачем же вы меня домой пустили? — спрашиваю я. И тут же, увидев тревогу на ее лице, уточняю:

— Я журналист, а за дверью участковый. Мы проверяем, насколько бдительные у нас пенсионеры. Вы ведь даже не спросили, зачем я пришла и как меня зовут. Вдруг я мошенница?

— А я никого не боюсь! — отвечает бабушка. — Я сильная и смелая. Всех, кто ко мне приходит, — впускаю.


Евгений Хомич в очередной раз провел профилактическую беседу — кажется, эта бабушка действительно никого не боится. Будем надеяться, что ее чрезмерная самоуверенность не приведет к беде. А мы тем временем отправляемся в следующую квартиру. Я в своей роли уже профи: звоню в дверь, улыбаюсь, представляюсь и прохожу в квартиру к пенсионеру Владимиру Владимировичу.

— Я живу с сыном, — проводит экскурсию по дому дедушка. — Пенсия хорошая, выплачивают вовремя, всего хватает.

Тут же знакомлюсь с сыном — молодого мужчину мое появление не настораживает. Время раскрыть карты — зову участкового. И снова профилактические беседы, и виноватые глаза дедушки: «Я все понял, буду теперь внимательнее».

К слову, к этой семье у участкового есть вопросы:

— Все знают, когда у дедушки пенсия — в этот день приходят друзья сына. Выпивают вместе и постоянно берут у него в долг по 10—20 рублей. Почему-то не возвращают…

Владимир Владимирович без опасений впускает меня в квартиру.

Голос разума

В последнюю на сегодня квартиру иду без энтузиазма — кажется, что попаду туда с легкостью. Но уже у входа понимаю: что-то идет не так.

— Здравствуйте, — вежливо отвечает Антонина Александровна, закрывая за собой дверь. — Давайте познакомимся, только здесь, на лестничной клетке. В квартиру я вас, извините, не пущу.

И как я ни уговаривала пенсионерку посмотреть на условия жизни или помочь по хозяйству, ответ был один — «нет». Наконец сдаюсь. С пятого этажа с аплодисментами спускается участковый. Оказывается, и эта пенсионерка была доверчивая, пока не лишилась 100 рублей.

— Как-то ко мне приходила женщина, представилась работницей «Минскводоканала». Зашла проверить счетчики и уговорила поставить очистители, заранее предупредив, что эта услуга для пенсионеров бесплатная. В тот день я плохо себя чувствовала и никак не могла ее выпроводить, как ни пыталась. В общем, поставила она мне очистители, но потребовала за них 200 рублей. Грубила, угрожала судом, показывала какие-то бумажки, которые я подписала. Пришлось отдать ей 100 рублей, чтобы ушла. После этого никого к себе не пускаю, только родственников.

Попрощавшись с женщиной, заканчиваю эксперимент — 5 из 6 пенсионеров пригласили меня в квартиру. Почему? Участковый с грустью констатирует:

— Пенсионеры у нас доверчивые. Есть, конечно, настороженные, которые даже милиционеров не пускают в подъезд. Бывает, стоишь в форме, а они говорят: «Не верю, вы ее купили». Остальные пускают без лишних вопросов. Есть у нас в районе дед, который даже бездомных жить к себе приглашает. У мошенников много предлогов — кто-то представляется сантехником, а кто-то почтальоном или соцработником. Могут даже позвонить в дверь и сразу сбить человека с толку: «Помогите, там ребенку плохо». Любой выбежит из квартиры, оставив свое имущество незащищенным. А в это время кто-то с верхнего этажа спустится и обворует.

Как научить пенсионеров быть более бдительными? Наверное, чаще напоминать: безопасность превыше всего.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter