«И Волге течь, как и текла…»

Самодельная тетрадь из неразлинованной бумаги, наскоро сшитая суровыми нитками. Десятки исписанных бисерным почерком листков. Это рукописи стихов и дневниковые записи патриота-комсомольца Николая Хилинского, датированные 1941—1943 годами

Партизанский  поэт  воевал  с  врагом  и  оружием,  и  словом 

Самодельная тетрадь из неразлинованной бумаги, наскоро сшитая суровыми нитками. Десятки исписанных бисерным почерком листков. Время наложило на них отпечаток: они выцвели. Это рукописи стихов и дневниковые записи патриота-комсомольца Николая Хилинского, датированные 1941—1943 годами. 

Вот первая запись в этой тетради: «В середине августа 1941 года мою родную деревню Хизов оккупировали фашисты. В один из воскресных дней этого страшного месяца они согнали жителей на небольшую площадку возле магазина. Прибывший из Кормянской  районной комендатуры тупорылый гауптман объявил: «Мы вам принес свобода и цивилизация». Увидев на стене магазина портрет всемирно известного поэта А.С.Пушкина, истерично крикнул: «Коммунист!» — и выстрелил в него, добавив: «Так будет всем, кто станет противить наш новый порядок!»   

В тревожные ноябрьские дни 1941-го, когда враг распространял лживые слухи о том, что Москва пала и немецкая армия переправилась на левый берег Волги, Николай (уже партизанский связной) выпустил такую рукописную листовку: 

Не верьте, люди, супостатам, 

Что Волга и Москва заняты: 

Москва — гранитная скала, 

И Волге течь, как и текла… 

Начало 1942 года гитлеровцы ознаменовали зверскими расстрелами советских патриотов. Каждый день в кормянской тюрьме истязали и убивали тех, кто выступал против ненавистного «нового порядка». В те страшные дни Николай налаживает связи со своими единомышленниками в родной и соседних деревнях. Его стихи-призывы, переписанные учительницей Н.Купреевой в Задубье Кормянского района, распространяются в Рискове, Новом Кривске, Хизове, Берестовце, Тараховке, Старом Кривске: 

На смену ночи темной 

Светлый день придет! 

Наследников тевтонов 

Народ с земли сметет! 

Осенью сорок второго Николай уходит в 256-й партизанский отряд 10-й Журавичской бригады. Перед уходом из родной деревни он посетил могилу своего отца-ополченца, расстрелянного в первый день оккупации Хизова, и поклялся: 

За счастье родного народа 

Иду я с врагом воевать: 

За Родину, Правду, Свободу, 

Как ты, буду верно стоять! 

В Хизове бесчинствовали фашистские прихвостни – два агента СД и урядник. Один из них, Николай Майзиков, подготовил список неблагонадежных людей для передачи в фашистскую комендатуру. В нем значилось 16 семей, которым грозил расстрел. Но трагедию упредил Николай: с группой партизан он ночью пробрался в родное село и отправил в мир иной головореза Майзикова. 

Каждый бой с фашистскими захватчиками и их пособниками, в котором участвовал Николай, давал ему темы для новых стихов. 

Партизанская жизнь была полна всевозможных неожиданностей, радостей и огорчений. В феврале 1943 года в бою с фашистским гарнизоном в деревне Свержень, что недалеко от Рогачева, смертью храбрых погиб партизан В.И.Бородулин. И в тот же день, после боевой операции, над могилой народного мстителя прозвучали стихи партизанского поэта: 

Ты погиб. Тебя нет. Но твой подвиг живет. 

Тебя чтить будут честные люди, 

Твоя слава средь нас никогда не умрет – 

Мы тебя никогда не забудем… 

Есть в сохранившейся тетради и стихи, посвященные боевым друзьям Николая Леоновича Хилинского. Безвременная смерть не дала возможности двадцатидвухлетнему патриоту дописать последнюю страницу своего военного дневника. Но и то, что оставил нам комсомолец 40-х годов, представляет большую ценность. Его страстные стихи учат любить Родину и ненавидеть ее врагов.  Не случайно благодарные земляки в память о Николае назвали главную улицу в родном Хизове улицей Хилинского. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter