И весь сенаж будет ваш

К НАЧАЛУ сезона заготовки зеленых кормов ОАО «Амкодор» представляет очередную разработку — машину для трамбовки сенажа и силоса АМКОДОР 352С-02. Впрочем, знакомый с техникой предприятия аграрий наверняка узнает в новинке универсальный погрузчик АМКОДОР 352С грузоподъемностью 4,8 тонны. Проанализировав технические данные, конструкторы переоборудовали его для уплотнения сенажа и силоса. Какими преимуществами обладает перед другими трамбовщиками усовершенствованный «старый друг» от «Амкодора»? Почему выгодно иметь в хозяйстве этот универсал? Об этом наш разговор с главным конструктором фронтальных погрузчиков предприятия Вячеславом СЕМАШКО.

Новинка от ОАО «Амкодор» решает проблему срезанных углов. А вместе с ней и многие другие

К НАЧАЛУ сезона заготовки зеленых кормов ОАО «Амкодор» представляет очередную разработку — машину для трамбовки сенажа и силоса АМКОДОР 352С-02. Впрочем, знакомый с техникой предприятия аграрий наверняка узнает в новинке универсальный погрузчик АМКОДОР 352С грузоподъемностью 4,8 тонны. Проанализировав технические данные, конструкторы переоборудовали его для уплотнения сенажа и силоса. Какими преимуществами обладает перед другими трамбовщиками усовершенствованный «старый друг» от «Амкодора»? Почему выгодно иметь в хозяйстве этот универсал? Об этом наш разговор с главным конструктором фронтальных погрузчиков предприятия Вячеславом СЕМАШКО.

— Правда ли, Вячеслав Ильич, что на трамбовке сенажа АМКОДОР 352С-02 обставляет гусеничные трактора, а также тяжеловесы «Кировцы»?

— Правда. Причем по многим параметрам. В первую очередь потому, что при разработке машины были учтены многолетний опыт использования тракторов «Кировец» на уплотнении сенажа и силоса и потенциальные возможности конструкции погрузчика универсального АМКОДОРа 352С. Новая машина в ближайшей перспективе должна заменить при заготовке кормов устаревшие и изношенные гусеничные и тяжелые колесные трактора.

— Каковы же главные преимущества погрузчика универсального АМКОДОРа 352С-02?

— Во-первых, удельное давление на грунт на 15 процентов больше, чем у «Кировца», что позволяет более эффективно уплотнять сенаж и силос. Масса машины составляет 14,5 тонны. Но ее можно увеличить, набирая в ковш 1,5—2 тонны зеленой массы, что еще больше повышает эффективность трамбовки.

Благодаря широкопрофильным шинам 28LR26 погрузчик не проваливается в рыхлую зеленую массу при трамбовке. Есть возможность работать и на переувлажненных грунтах.

Во-вторых, экономия топлива. Если «Кировец», в зависимости от мощности двигателя, расходует минимум 24 литра в час, то наша машина — 12—13 литров.

В-третьих, высокая производительность. Трактор для циклических работ не предназначен. Чтобы проехать на нем туда—обратно 20 метров при средней скорости 1 метр в секунду, понадобится 60 секунд. На нашем погрузчике — 42 секунды. Почему? Да потому, что у АМКОДОРа 352С-02 передачи переключаются быстрее и удобнее. Перед тем как сдать назад, при желании можно даже не притормаживать! Перевел рукоятку в положение реверс — и все. А на «Кировце» для этого механизатору надо нажать на тормоз, выжать сцепление, включить заднюю передачу, отпустить сцепление.

В-четвертых, наша машина комфортнее и удобнее. Рабочее оборудование погрузчика расположено впереди в оптимальной зоне видимости, и у оператора отпадает необходимость постоянно оборачиваться. Усилия на рычагах управления трансмиссий и рабочим оборудованием минимальны. В принципе, достаточно усилия пальца! При этом количество движений, совершаемых при управлении погрузчиком, на порядок меньше, чем на тракторе. Уровень шума и вибраций в кабине тоже ниже. Как отметили сельские механизаторы, работавшие на опытной машине при закладке силоса, условия труда по сравнению с трактором просто курортные!

В-пятых, безопасность работы. При уплотнении сенажа и силоса большая нагрузка на механизатора по управлению трактором «Кировец», а также необходимость при этом сидеть вполоборота, чтобы видеть бульдозерный отвал, очень быстро вызывают усталость. Ухудшается качество. И это еще полбеды. Уставший водитель может потерять бдительность и опрокинуться! Но у тракторов «Кировец» хлипкая конструкция кабины. Она сминается при опрокидывании, вызывая тяжелую травму, а зачастую и гибель механизатора.

— А тот, кто сядет за руль вашего погрузчика, от несчастных случаев застрахован?

— Собственно, вся выпускаемая «Амкодором» техника оборудована кабинами со встроенными каркасами безопасности. Они защищают оператора и от падающих грузов и при опрокидывании не дают кабине смяться.

Кроме того, благодаря низко расположенному центру тяжести и лучшей устойчивости погрузчик может свободно передвигаться даже на уклонах как в продольном, так и поперечном направлении.

Важное преимущество — маневренность. За счет небольших габаритных размеров и большего угла излома полурам радиус поворота погрузчика значительно меньше, чем у трактора. Что это дает? Машина маневренна, не срезает углы траншей, без проблем подбирается к самой стене, если яма тупикового типа. В отличие от трактора, который как раз эти два метра, от края колеса до отвала, обычно «пропускает». Там силос или сенаж остается неуплотненным, киснет. В итоге несколько десятков тонн ценных кормов просто пропадает.

Не следует сбрасывать со счетов и мобильность машины. Для повышения эффективности производства в Беларуси происходит укрупнение сельхозпредприятий. При этом значительно увеличиваются транспортные пробеги. И здесь наша машина выглядит более предпочтительно, нежели трактор, так как ее транспортная скорость составляет 45 км/час против 33 км/час у тракторов.

Еще один плюс — универсальность. На сегодняшний день сфера применения гусеничных тракторов и тракторов «Кировец» в сельском хозяйстве ограничена. Вспашка, трамбовка силоса и сенажа, транспортировка. То есть эти машины заняты работой 3—4 месяца в году, а остальное время простаивают.

АМКОДОР 352С-02 — универсал и может комплектоваться всеми сменными рабочими органами, которые предлагает ОАО «Амкодор». Всего их, между прочим, 50. Фронт выполняемых работ соответствующий: погрузка, разгрузка, ремонт, строительство, транспортировка, трамбовка сенажа и силоса и т. д. Это, подчеркиваю, одна из немногих машин в сельскохозяйственном производстве, которая постоянно загружена работой независимо от сезона и времени суток. Нарабатывает по 2—2,5 тысячи часов в год!

Перечень навесного оборудования постоянно расширяется. Разработаны и изготавливаются опытные образцы отделителя силоса для вырезки корма из массива и вилы для укладки сенажа складывающиеся. В стадии разработки установка, которая позволит вносить консерванты непосредственно при закладке кормов в траншеи, ковш с фрезой, ковш с прижимом, вилы с прижимом — все увеличенного объема. Опять же для удобства при работе с легкими сельскохозяйственными материалами: сенажом, силосом, зерном и т. д.

— Не меньшее значение имеет сервис...

— Учтите, машина создана из отечественных агрегатов и комплектующих изделий, применяемых на серийной технике ОАО «Амкодор». Поэтому проблем с обслуживанием, ремонтом, запчастями нет. В республике создана обширная сервисная сеть. В каждой области есть один или несколько сервисных центров с необходимым оборудованием, запасными частями. И, конечно же, квалифицированными специалистами. Мы способны произвести любой ремонт в течение 48 часов.

Ну и, наконец, о цене. Ни для кого не секрет, что парк тракторов, применяемых для уплотнения сенажа и силоса при их закладке на хранение, практически изношен и требует незамедлительной замены. Но сколько же стоят новые «Кировцы»? Их цена, в зависимости от модели, — от 450 до 700 миллионов рублей. АМКОДОР 352С-02 стоит в зависимости от комплектации — 230—250 миллионов. А теперь посчитаем, сколько денег может сэкономить страна при закупке отечественных машин, если общая потребность сельского хозяйства в них составляет 3000 штук. Понятно, что сумма будет внушительной.

Но и это не весь экономический эффект, который может дать применение новой машины. Насколько мне известно, на зиму в Беларуси закладывается до 25 миллионов тонн сенажа и силоса. И 10—15 процентов из них портится из-за недостаточного уплотнения. Прибавьте сюда примерно такие же потери при погрузке. Когда используются стандартные ковши, взрыхляется весь массив. Из-за попадания кислорода начинается интенсивное окисление корма. В итоге 15—20 процентов заготовленного корма пропадает. А это огромные объемы недополученного молока и мяса!
Избежать потерь позволяет применение более совершенных и эффективных машин и оборудования. Решением проблемы может стать погрузчик универсальный АМКОДОР 352С-02. Он в состоянии качественно уплотнить сенаж и силос, а также аккуратно, не взрыхляя, с помощью отделителя силоса вырезать целый блок и погрузить в кормосмеситель.

Преимущества универсального погрузчика АМКОДОР 352С-02 были выявлены в процессе совместных эксплуатационных испытаний с Научно-практическим центром НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства. Они прошли на экспериментальной базе центра «Заозерье» в Пуховичском районе. С помощью нашей машины на хранение заложили около 6 тысяч тонн силоса.

— Как скоро эта трудяга дойдет до массового потребителя?

— Мы уже приступили к серийному производству. На презентации в Верхнедвинске новинка вызвала огромный интерес у руководителей хозяйств.

— И все же, Вячеслав Ильич, далеко не каждому предприятию ваше «детище» по карману...

— Согласен, финансовые возможности большинства хозяйств довольно скромные. Между тем ежегодная потребность в погрузчиках — от 500 до 600 единиц. К сожалению, АМКОДОР 352С-02 не попал в реестр машин, которые нынче централизованно закупаются в рамках реализации Программы возрождения села. Сертификационные испытания опоздали. Средства, которые могли бы пойти на закупку «амкодоровской» техники, ушли на другие цели.

Но, убежден, наша машина очень нужна белорусским аграриям! Каждый год работы без нее несет сельхозпредприятиям серьезные убытки. По значимости для аграрного сектора универсальные погрузчики АМКОДОР 342С и АМКОДОР 332С вышли на третье место после трактора и комбайна. Общаясь с руководителями хозяйств, часто слышу об этих машинах немало лестных отзывов. Вплоть до того, что их массовое поступление позволило, наконец, накормить скот, вывезти годами не убиравшийся навоз.

Если проанализировать статистику, нетрудно заметить, что особенно интенсивный рост урожайности, увеличение надоев молока начались в Беларуси в последние 5—7 лет. Это значит, после того, как на село стала поступать хорошая техника. С начала действия Государственной программы возрождения и развития села сельхозпредприятия получают наши машины в лизинг. Чтобы задействовать их круглый год, мы активно разрабатываем «быстросменку». Специально для сельских нужд создавались стогометатель, вилы с прижимом для погрузки навоза, сенажа и силоса... Но пока в хозяйства поступают погрузчики с весьма скромным комплектом — шасси да ковш. А ведь машина, напомню, универсальна! И при таком подходе эффективность ее использования существенно снижается.

Что в итоге? Мы теряем в объемах производства. Но сельхозпредприятия теряют еще больше. В том числе и как покупатели продукции ОАО «Амкодор». Если бы каждая машина уходила с тремя-четырьмя рабочими органами, мы смогли бы уступить в цене, исходя из объемов закупки. Будь у нас уверенность, что ковши или стогометатели обязательно заберут, начали бы массовое производство. Согласитесь, выигрыш для обеих сторон очевиден.

Инесса ПЕТРУСЕВИЧ, «БН»

Александр САВЧЕНКО, заместитель маркетинг-директора ОАО «Амкодор» — начальник управления реализации в Республике Беларусь:
— За годы работы в рамках Республиканской программы «Оснащение сельскохозяйственного производства современной техникой на 2005—2010 гг.» сельхозпредприятия и ОАО «Амкодор» наладили крепкие партнерские отношения. Мы постоянно разрабатываем, осваиваем и запускаем в серийное производство машины, которые позволяют облегчить труд работников сельскохозяйственной отрасли, повышают ее экономическую эффективность. Развитие производства ОАО «Амкодор» самым тесным образом связано с задачами, которые решают в аграрном секторе нашей страны. Вот и сегодня мы решили острый вопрос аграриев о замене изношенного парка машин для выполнения работ по трамбовке сенажных и силосных ям.

С началом весны мы уведомили все райисполкомы страны о начале серийного производства универсальной машины для трамбовки сенажа АМКОДОР 352С-02. Труженики села проявили интерес к этому погрузчику. На сегодняшний день сельхозпроизводители готовы приобрести 366 единиц. Первыми получили эти универсальные погрузчики наши постоянные клиенты — ОАО «Парохонское», ОАО «Комаровка», ОАО «Тихиничи». Приезжают представители сельскохозяйственных предприятий, чтобы изучить наш трамбовщик и включить его в план закупок. Получен заказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь на 55 единиц этих машин.

Основная задача, которую мы перед собой ставим, — обеспечить все хозяйства республики универсальным погрузчиком АМКОДОР 352С-02. Надеемся, что уже в этом году, учитывая проблему изношенности парка машин для трамбовки сенажных и силосных масс, Министерством сельского хозяйства и продовольствия совместно с РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» будут приняты решения о замене изношенных машин этого направления техникой отечественного производства.

Иван ЛАБОЦКИЙ, заведующий лабораторией механизации заготовки кормов НПЦ по механизации сельского хозяйства Национальной академии наук Беларуси:
— АМКОДОР 352С-02 — это универсальная сельскохозяйственная машина, которая будет обеспечивать весь комплекс работ по закладке на хранение и погрузке кормов.

В республике ежегодно заготавливается более 20 миллионов тонн силоса и сенажа. Одно из обязательных условий технологии — обеспечить уплотнение массы не менее чем 650 кг на м3. Только так и не иначе можно получить качественный корм.

На сегодняшний день в хозяйствах недостаточно необходимой для этого современной техники. Производительность и качество применяемых машин не высоки. К тому же они не обеспечивают полную безопасность работ на заготовке кормов. Иногда это приводит и к довольно тяжелым последствиям.

В минувшем году Научно-практическим центром по механизации сельского хозяйства совместно с ОАО «Амкодор» проведены поисковые исследования. Их результатом и стал АМКОДОР 352С-02. Преимущества неоспоримы. Машина обеспечивает качественные показатели технологического процесса уплотнения кукурузного силоса. Ее производительность на 15—20 процентов выше, а расход топлива вдвое ниже, чем у К-700. У нее большая устойчивость за счет широких шин. И гарантия безопасности за счет оснащения кабины защитными устройствами.

По результатам предварительных испытаний было принято решение выпустить опытную партию этих машин для широкой хозяйственной проверки. В сезон 2010 года будут продолжены испытания при закладке на хранение сенажа в целях разработки комплекта сменных рабочих органов. Это будет оборудование для загрузки и распределения в траншейных хранилищах силосной и сенажной массы, для внесения консервантов, для выгрузки сенажной и силосной массы из хранилища, для погрузки рулонов и тюков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter