Здесь не ходят автобусы…
В 1990 году по уровню ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Украина занимала в СССР второе место после России. В 2018-м по этому же показателю наша южная соседка была четвертой с конца (то есть на 12-м месте из 15 постсоветских республик). Увы, но «евромайдан» и последующая за ним война оставили руины от некогда ведущих промышленных предприятий. Страна, лишившись стратегически важных экспортных отраслей, стала зависимой от импортных поставок.Приведем такие цифры. По данным ассоциации «Укравтопром», в прошлом году на украинских заводах было произведено 4952 единицы автотранспортных средств. Годовое падение составило 32 процента. Выпуск легковых автомобилей снизился на 33 процента, коммерческих — на 63 процента, производство автобусов сократилось на 20 процентов. И это при том, что имеющиеся в стране производственные мощности позволяют выпускать в месяц более 30 тысяч единиц автотранспорта.
Немудрено, что необходимую технику Украина вынуждена закупать. В том числе и у белорусских производителей, которые честно выигрывают тендеры и предлагают самые оптимальные варианты. В 2020 году, например, по данным Гостаможслужбы Украины, соседи закупили белорусских автобусов на сумму 38 миллионов долларов (это 60 процентов от общего импорта автобусов), грузовиков различной массы — на сумму более 44 миллионов долларов, спецавтомобилей — на 4 миллиона долларов.
Однако украинские политики почему-то увидели в этом «дискриминационные и недружественные действия со стороны Республики Беларусь относительно законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Украины», повысили в апреле этого года госпошлины на ввоз белорусских автобусов и грузовиков до 35 процентов от таможенной стоимости.
Такую меру поддержал мэр Львова Андрей Садовой, кстати, тоже в апреле отказавшийся от покупки 100 автобусов Минского автомобильного завода. Чем мотивировался львовский градоначальник, оставивший горожан минимум на год без современных автобусов? Исключительно политикой, как говорится, ничего личного.
— Имеем ли мы моральное право покупать автобусы в Беларуси? Это непростая ситуация, потому что в случае отмены тендера мы потеряем еще год, а возможно, и больше. Но без четкого понимания этой ситуации и государственной позиции Львов не будет покупать белорусские автобусы, — заявил Садовой на своей странице в Facebook.
А недавно вице-мэр Николаева Виталий Луков, ссылаясь на некий «определенный политический кризис» между Украиной и Беларусью, обосновал приостановку закупки 50 белорусских троллейбусов… Жаль, но жителям города придется по-прежнему ездить на транспорте, которому уже более трех десятков лет.
… и нет молока
Еще одна «скисшая» идея от украинских партнеров — запретить импорт белорусской молочной продукции. С таким предложением недавно выступил Союз молочных предприятий Украины. По мнению его руководителя Вадима Чагаровского, Беларусь поддержала эмбарго России на импорт украинской молочной продукции, которое вступило в действие 1 января 2016 года, что является «дискриминационным и недружественным действием».Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Алексей Богданов на недавней пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь отреагировал на это предельно конкретно и по-мужски:
— У господина Чагаровского постоянно какое-то недержание. Он все время хочет что-то запретить из Беларуси… В Украине реальная беда — молочный рынок давно и уверенно падает. Производство молока в Украине с 2015 года снизилось на 13 процентов. И остановки этому падению не видно. А в Беларуси, наоборот, каждый год растет производство молока. Вот мы за этот же период времени на 11 процентов выросли. Зависть, видимо.
По данным, озвученным Алексеем Богдановым, импорт в Украину молочной продукции растет «сумасшедшими темпами». Основной поставщик с долей 93,7 процента — страны Евросоюза. Украинский молочный рынок уже поделен между производителями Польши, Германии и Франции, и местные компании самостоятельно не могут удовлетворить потребности рынка.
К сожалению, в действиях украинских политиков и чиновников не видится ни логики, ни здравого смысла. Беларусь переживет эти бойкоты и санкции, найдет новые рынки сбыта. А вот с чем останетесь вы, соседи?..
ДОСЛОВНО
Сергей КОРАБЛИН, доктор экономических наук, заместитель директора Института экономики и прогнозирования НАН Украины (в статье «Наследство и наследники. Экономическая база страны за 29 лет» для ZN.UA, август 2020-го).
— За три десятка лет мы умудрились разбазарить почти все, на чем сегодня зиждется «Индустрия 4.0», начиная от микроэлектроники и компьютеров. После 2015 года страна не произвела ни одного серийного самолета, хотя прежде счет ежегодно шел на сотни…
Потеря ведущих индустриальных отраслей подорвала основу развития связанных с ними предприятий станкостроения, инструментального производства, метрологии, материаловедения, промышленной химии… Мы сами загнали себя в сырьевую ловушку, где с каждым годом становится все меньше пристойных вакансий и больше «лишних» рабочих рук. Мы стараемся не говорить, что после 30 лет «реформ» опустились в подгруппу экономик, за которой, по классификации Всемирного банка, следуют уже только беднейшие страны.