И в чистом виде, и в продуктах

«Козел с... человеческим геном» — так называлась статья, опубликованная в номере «БН» за 5 мая 2010 года. В ней поднималась проблема более активного внедрения и промышленного освоения уникального препарата — белка лактоферрина и продуктов на его основе.

Кто возьмется за промышленное освоение лактоферрина?

«Козел с... человеческим геном» — так называлась статья, опубликованная в номере «БН» за 5 мая 2010 года. В ней поднималась проблема более активного внедрения и промышленного освоения уникального препарата — белка лактоферрина и продуктов на его основе.

Во всем мире это направление в фармацевтике считается прорывным, а стоимость грамма лактоферрина — более двух тысяч долларов! Если грамотно распорядиться наработками отечественных ученых, можно успешно бороться не с одним недугом, начиная от поправки здоровья грудничков до тяжелейших осложнений после инфаркта миокарда и даже борьбы с раком.

Напомним: сейчас уже реализуется второй этап программы «БелРосТрансген», утвержденный постановлением Совмина Союзного государства почти годичной давности. Что сделано на этот момент? Ученые РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по животноводству» получили трансгенных коз. Тех, которые фактически являются носителями человеческих генов. Сейчас стоит задача не только выделить лактоферрин в чистом виде, но и поработать с ним, к примеру, создать обогащенные им продукты. Правда, ученые-аграрии выразили опасение, что, по сути, кроме них, мало кого волнует дальнейшая судьба эксперимента. В частности, никак не удавалось заинтересовать отечественных медиков. «БН» решила прояснить позицию Минздрава Республики Беларусь на этот счет. Недавно редакция получили официальный ответ на статью «Козел с... человеческим геном». Вот что сообщает заместитель министра здравоохранения В. Шевчук:

«Исполнителями заданий программы с белорусской стороны являются НАН Беларуси в лице РУП «Научно-практический центр по животноводству» и Министерство здравоохранения Республики Беларусь в лице Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя» и Республиканского научно-практического центра гигиены. Последний, согласно программе, должен выполнить работы по санитарно-гигиеническому анализу полученного белка лактоферрина и продуктов из него. А первый — проведет анализ продуктов и детского питания на пригодность для лечения, профилактики заболеваний у детей. В настоящий момент ведутся работы по выделению лактоферрина из молока трансгенных коз. Но ни Республиканский научно-практический центр гигиены, ни Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя» пока не получали ни лактоферрина, ни продуктов из него. После получения работа со стороны Министерства здравоохранения будет выполнена в полном объеме».

Минздрав держит исполнение программы «БелРосТрансген-2» на контроле. Но из ответа не видно, кто же все-таки возьмется за активное продвижение перспективного начинания? Ведь, по словам заместителя министра здравоохранения, «промышленное освоение производства белка лактоферрина и продуктов из него не находится в компетенции Министерства здравоохранения — к его ведомству относятся организации, осуществляющие исключительно функции диагностики, лечения, профилактики, медицинского образования, развития медицинской науки...»

Судя по всему, ученым-аграриям придется самим думать, как наладить промышленное внедрение лактоферрина? В любом случае, «БН» продолжает следить за ситуацией и обязательно расскажет, что будет с проектом «БелРосТрансген-2» дальше...

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter